Поздравления в день ашура

Как известно мусульмане пользуются лунным календарем и поэтому дата празднования великого праздника Дня Ашура, постоянно смещается по отношению солнечному (григорианскому) календарю. День Ашура является самым ценным днем месяца Мухаррам, так как Всевышний советовал проводить это время в покаянии и богослужении, прекратить все войны, конфликты и кровопролития. Каждый мусульманин, соблюдающий эти правила получит возможность прощения грехов. Согласно Корану в День Ашура произошло очень много знаменательных дат. В этот день верующие мусульмане соблюдают пост, чтобы очистится от грехов за прошедший и на следующий года, а так- же принято раздавать милостыню. Наш сайт Поздравунчик.ру с удовольствием поможет вам подготовится к празднованию Дня Ашура.

Сегодня день светлый пришел
Дождались мы этого мига
День Ашура мусульманам принес
Радость мига и нового дня!
Давайте же близким своим пожелаем
Светлого дня и теплой заботы,
И поступком своим вдохновляем
И всем им передайте приветы.

Сегодня всех мы мусульман
Всех почитателей ислама
Хотим поздравить от души
С великим днем Ашура!
И мы Аллаха восхваляем
И мира всем желаем!
Так давайте же друзья
Серьезный пост мы соблюдем!

Друзья мои, вы братья все и сестры,
Давайте уважать и в мире жить всегда,
Пророков почитать и старшим помогать –
Цените каждый миг!
А я сегодня всех поздравить вас хочу
Ашуров день для нас лишь радость всем несет
Давайте быть добрее, и я сказать могу
Молиться будем все и правду принесем

Мир наш бескрайний,
Аллахом нам созданный
И всех мусульман поздравляем
День Ашура наступает!
Давайте ценить друг друга
И вместе с Позравунчиком,
Не наша в том заслуга,
Сегодня радоваться будем.

Скоро в дверь нам позвонит,
День Ашура к нам придет
Мусульманин каждый ждет
Этот праздник на порог!
В светлые дни месяца Мухаррама
Все мусульмане праздник хотят
В Ашуров день все вместе
Мы радоваться будем!

Сегодня обиды мы отпускаем
И всех врагов своих прощаем,
Ведь день Ашура впереди
И в исповеди время проведи.
Трехдневный пост нас ожидает
И мусульманам всем желаю
Сегодня рано вам проснутся
И послушно к Корану молится!

Десятый день месяца Мухаррама
К нам в гости грядет
И пост, и траур, и праздник
Он нам с собою несет!
И мир Ислама прославляется
Он многообразный и красив
И совершается в день этот
поминовение и торжество!

День радостный наступил,
И нам он принес –
Очищение, веру, спасение.
И примером достойным
Мы станем потомкам своим!
Хусейнову смерть сегодня оплакать
Не будет позорно для нас!
И с верой в сердце своем
К Аллаху мы обратимся.
А Поздравунчик сегодня,
Кто Коран почитает, желает
В Ашуров день молится всем!

Славный день не за горами
Месяц Мухаррама светом своим озарит
И день Ашура для ислама
Счастье и радость нам в дом принесет
В этот день счастливый
Аллах для нас чудо сотворил
Он мир нам всем подарил
И жить наказал по закону!

Простое сердце мусульманина
Сегодняшний день принимает
Не может быть разочарована
Душа, почитающая Коран.
Ведь день Ашура наступает
И радость всем принесет.
И если ты искренен в молитве своей,
То будешь когда-то прощен!

С Днём Ашура вас поздравить мы спешим!
Принимайте пожеланья от души:
Пусть успех и мир сопутствуют всегда,
И в пути вам светит яркая звезда,

Пусть Аллах вас от беды убережет,
Пусть добро по жизни за руку ведёт!
В радости сольются небеса с землёй,
В сердце вашем пусть царит покой!

5 смс – 275 знаков

В десятый день Мухаррама, в час появления небес с землёю, поздравляем всех мусульман с праздником Ашура! Пусть Аллах бережет вас и ваши семьи от переживаний, защищает от ненастий и горя, помогая в трудный час и наполняя ваши сердца благодатью!

4 смс – 243 знака

В этот день и небо, и земля
Были созданы для мира и любви!
Будем вас сегодня поздравлять
С Днём Ашура с лаской в сердце мы!

На молитвы пусть Аллах ответит
И добром вам путь земной осветит,
Жизнь наполнят праведность и честь,
А исчезнут зло, тоска и лесть!

4 смс – 248 знаков

Поздравляем вас, дорогие мусульмане, с приходом Дня Ашура, когда были созданы небеса и земля, когда славный Хусейн покинул этот мир, оставив после себя навеки светлую и добрую память! Пусть этот праздничный пост напомнит вам о каждом славном пророке и о каждом святом, благом деянии!

5 смс – 282 знака

Радуйтесь сегодня, мусульмане!
Пусть прибудет счастье рядом с вами!
День Ашура вместе отмечайте
И Аллаха хором прославляйте!

В памяти Хусейна берегите,
Подвиг его светлый сохраните
Для последующих славных поколений.
Снизойдёт пускай благословенье!

4 смс – 240 знаков

Всем мусульманам в День Ашура хотим пожелать благополучия, добра, счастья, искренности, радости и духовной наполненности! Пусть Аллах вас защищает от невзгод, оберегает от бед и всегда протягивает руку помощи! Помните о славных пророках, которые несли добро и веру!

4 смс – 265 знаков

В день десятый Мухаррама
Почитателей ислама
С Днём Ашура поздравляем
И Хусейна почитаем,

Его смелый подвиг славим,
Пост серьёзный соблюдаем!
Мир пусть этот день подарит!
Мы Аллаху благодарны

За заботу, радость, счастье,
За сохранность от ненастья,
За наполненность добром,
За покой в краю родном!

5 смс – 285 знаков

С приходом Мухаррама в сердце каждого мусульманина всплывают чудесные образы святых пророков, память о которых вечна! Пусть День Ашура вам приносит умиротворение. Почитайте Аллаха, пусть он подарит вам благословение, поддержку и силу!

Идеи поздравлений на сайте Кто? Что? Где? День Ашура — стихи, смс и поздравления 2018, новые пожелания и поздравления на нашем сайте.

Священный месяц Мухаррам.
Десятый день приходит к нам.
Отметим вместе день Ашура,
Как предписал всем нам Коран.

Пусть в этот день все мусульмане
Начнут держать короткий пост.
Ведь сказал пророк Мухаммед,
И прописал великий бог.

День Ашура, день поста,
Очистит душу от греха,
За прошедшие года.
Молись, не зная спеха.

Раздавай садака всем,
Радуй маленьких детей,
И Всевышний Аллах,
Благодати гору даст.

Мухаррама день десятый
Мусульманам всегда святый.
Вспоминаем сотворенье
Неба, моря и земли.
И Адамово рожденье,
И спасение Мусы.

Не скупитесь вы во злате,
Омовенья не забыв.
Помогите тем, кто плачет,
Всех врагов своих простив.

День десятый, месяц мухаррам,
И празднуется он, как День Ашура,
И по названию теперь известно нам,
Что это мусульманская культура!
Все чудеса и жизни проявленья
Мы в этот день прекрасный вспоминаем,
Небес, Земли и океанов сотворенье —
За это мы Аллаха восхваляем.
Нам так близка сия прекрасная культура,
Благословен пусть будет День Ашура!

Мусульманский мир ликует — день Ашура наступил,
День десятый Мухаррама, праздник сотворения,
Внук Пророка Мухаммеда душу в вечность отпустил,
В этот день придет когда-то Светопреставление.

Постом чествуют Адама, воздают хвалу,
По мечетям гул молитв эхом отдается,
Убирают со столов сладкую халву,
В день Ашура покаянье каждому зачтется.

Братья-мусульмане! Встретим вместе славный праздник День Ашура, сподвигающий нас на добрые дела во славу Аллаха. Возьмите за руки своих близких, прижмите к сердцу детей и выполните все ритуалы, которые приблизят нас к нашему Господу. Будьте благочестивы, добры и светлы по отношению к себе и окружающему вас миру.

В этот день сотворены Земля и Небо,
И первый был явлен миру человек.
До того мир полноценным не был.
Начался великий грозный век.

В этот день трагедия случилась,
Славный был убит Хусейн, имам.
В этот день мы праведно молились,
Чтоб ниспослан мир и свет был нам.

Помянем с тобою пророков, мой друг,
Они за нас, грешных, прошли столько мук,
Мухаммед призвал всех нас делать добро,
Твори его ты! Твоё сердце мудро.
Мой друг, встретим с трепетом мы День Ашура,
Читая с любовью священные Суры.

Десятый день благословенный
Добро творить нас призывает.
Он в своей святости бесценный
И может даже чуть волшебный
Любовь в сердцах приоткрывает.

Так нужно ждать тепла и света,
Как после ночи темной вмиг
Глубокий старец ждет рассвета,
Ведь тени мудрость он постиг.

Осторожно, бидаат! (Часть 2).

Радость в день Ашура у насыбитов[1].

В предыдущей статье[2] мы упомянули о бидаате, связанном с трауром в день Ашуры у рафидитов. В этой статье мы хотели бы, с дозволения Аллаха, поговорить о тех, кто впадает в противоположную рафидитам крайность и делает из Ашуры день радости и веселья. Это течение известно под названием «насыбиты», они ненавидят аль-Хусейна и семью пророка (мир ему и благословение Аллаха). Это невежды, которые решили сражаться с грехом, совершая грехи, разоблачать ложь при помощи лжи, устранять зло, верша такое же зло, и отстраняться от бидаатов, придумывая новые бидааты. Они придумали хадисы, указывающие на то, что в день Ашура надо радоваться и веселиться, украшать глаза сурьмой, красить волосы, побольше тратиться на свою семью, готовить необычные блюда и совершать другие подобные действия, которые соответствуют праздникам и радостным событиям. Тем самым, эти люди сделали день Ашура праздником и ежегодным увеселением.

Впервые они появились ещё во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «Али послал к пророку (мир ему и благословение Аллаха) небольшой самородок золота, и он разделил его на четыре части (распределив между следующими людьми): ал-Акра ибн Хабис аль-Ханзали, потом аль-Маджаши, Уяйна ибн Бадр аль-Фаззари и Зайд ат-Таи, потом один человек из бану Набхан и Алькама ибн `Аляса аль-Амири, и потом ещё один человеку из бану Киляб[3] Курайшиты и ансары рассердились и сказали: «Он одарил вождей Наджда, а нас оставил». Тогда пророк ответил: «Я только притягиваю их сердца к вере». Тогда подошёл человек со впавшими глазами, выпирающими скулами, большим лбом, густой бородой и бритой головой, и сказал: «Побойся Аллаха, о, Мухаммад». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Кого же тогда можно считать повинующимся Аллаху, если (по вашему) даже я– ослушаюсь Его?! Аллах доверил мне всех обитателей земли, так неужели вы мне не доверяете?!» Тогда один их людей попросил разрешения убить этого человека, я думаю, что это был Халид ибн аль-Валид (да будет доволен им Аллах) но пророк запретил ему. Когда этот человек удалился, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, из подобных ему …» – или он сказал – «…за ним выйдут люди, которые будут читать Коран, но он не будет проходить дальше их глоток. Они вылетят из религии так же, подобно тому как как стрела насквозь пробив дичь, вылетает из нее, они будут убивать сторонников Ислама и оставлять сторонников идолов. Если я их застану, то непременно убью их так же, как был погублен народ `Ад[4]».[5]

Сообщается в хадисе, передаваемом в сборнике Муслима: «В то время, когда мы сидели у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он делил имущество, пришёл Зуль-Хувейсира[6], он был одним из Бану Тамим, и сказал: «О посланник Аллаха, будь справедлив». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Горе тебе, кто же ещё справедлив, если я несправедлив?! Ведь если я действительно несправедлив, то тогда ты в заблуждении и убытке». Тогда Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О посланник Аллаха, позволь мне ударить его мечом по шее». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь его. Воистину, у него будут сподвижники, вы будете считать свою молитву ничтожной по сравнению с их молитвой и будете считать свой пост ничтожным по сравнению с их постом. Они будут читать Коран, но он не пройдёт дальше их ключиц. Они вылетят из Ислама так же, как вылетает стрела из лука, посмотришь на её наконечник и ничего на нём не увидишь, потом посмотришь на основание наконечника и ничего на нём не увидишь, потом посмотришь на само полотно стрелы и ничего на нём не увидишь, потом посмотришь на оперение и тоже ничего не увидишь. Стрела опередила мясо и кровь[7]. Знамение о них – это черный человек, одно из его предплечий которого подобно женской груди или подобно болтающемуся куску мяса. Они появятся тогда, когда люди (мусульмане) впадут в разногласия».

Абу Саид аль-Худри сказал: «Я свидетельствую, что я слышал это от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и свидетельствую, что Али ибн Абу Талиб сражался против них, а я был с ним. Али велел найти этого человека[8], затем его нашли и принесли, и я смотрел на него – он был точно таким, каким его описал нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»[9]

Шейх аль-Ислам ибн Таймийя сказал: «В Куфе была группа шиитов, которые заявляли, что заступаются за аль-Хусейна, и во главе их был аль-Мухтар ибн Убайд аль-Кяззаб (Лжец)[10]. Также там была группа насыбитов, которые ненавидели Али (да будет доволен им Аллах) и его детей, одним из представителей этой группы был аль-Хаджадж ибн Юсуф ас-Сакафи[11]. Известно в достоверной Сунне, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

سيكون في ثقيف كذاب و مبير

«Будет в племени Сакыф один лжец и один душегуб»[12].

Этот шиит – он лжец, а этот насыбит – душегуб. Одни придумали нововведение траура, а другие придумали нововведение веселья. Один бидаат берёт свое начало от фанатичной и лживой приверженности аль-Хусейну (да будет доволен им Аллах), а другой бидаат – от слепой приверженности аль-Хаджаджу. Любое нововведение является заблуждением. Ни один из четырёх имамов и никто другой не одобрял ни первый бидаат, ни второй. И нет никакого шариатского аргумента на одобрение таких дел».[13]

Нет сомнений, что и насыбиты, и рафидиты являются нововведенцами и грешниками в данных делах, они отошли от Сунны. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Вам следует держаться моей Сунны и сунны праведных халифов после меня, держитесь за неё, вцепившись коренными зубами. Вам следует остерегаться новшеств (в религии), ведь каждое новшество – это ересь, а каждая ересь – это заблуждение».[14]

Ни посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни его праведные халифы не узаконили в день Ашура ничего из тех дел, которые совершают рафидиты и насыбиты: ни трауров и печалей, ни радостей и ликований.

«Когда пророк прибыл в Медину, то увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» – они ответили: «Это праведный день, в этот день Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса постился этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более близок к Мусе, чем вы», затем он постился и велел соблюдать этот пост».[15]

Также и курайшиты считали этот день святым еще в доисламскую эпоху. (Возможно, что они узнали о желательности этого поста в день Ашура от Мусы и других пророков из числа сынов Исраиля, которые совершали хадж в Мекку).

Изначально людям было велено поститься только один день. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину в месяц раби` аль-авваль (т.е. после мухаррама) и когда настал следующий год, он постился в день Ашура и всем велел поститься. Затем, в том же году, в обязанность мусульманам был вменен пост в месяц рамадан, а обязательный пост в день Ашура был отменён.

Есть некоторые разногласия между учеными относительно того, был ли тот первый пост в день Ашура обязательным (ваджиб) или только желательным (мустахаб). Правильным мнением является то, что изначально он был обязательным (ваджиб), а затем (после установления поста в рамадан) стал желательным для тех, кто желает его соблюдать. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не приказывал всем людям держать этот пост, он говорил:

هذا يوم عاشوراء, و أنا صائم فيه, فمن شاء صام

«Это день Ашура, я пощусь в этот день, и кто хочет, тот может поститься».[16]

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

صوم يوم عاشوراء يكفر سنة, و صوم يم عرفة يكفر سنتين

«Пост в день Ашура стирает грехи за год, а пост в день Арафат стирает грехи двух лет».[17]

Некоторые сподвижники и учёные не соблюдали пост в этот день и не считали желательным поститься, тем не менее, пост в день Ашура является желательным (мустахаб), но при этом также следует поститься и в девятый день, потому что на последнем году своей жизни пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَئِنْ بَقِيتُ إِلَى قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ

«Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься и девятого (числа месяца мухаррам)».

Это является Сунной посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Что же касается других действий, таких как приготовление еды из каких-то особых зёрен или еще каких-либо изысканных блюд, обновление одежды, увеличение расходов на семью, закупка всего необходимого на будущий год, совершение каких-то особых намазов и других видов поклонения, заклание баранов и жертвоприношение, нанесение сурьмы, покраска волос, купание специально для этого дня, взаимные поздравления, хождение по гостям, посещение соборных мечетей и мавзолеев – всё это является порицаемым нововведением. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его праведные халифы не велели нам делать этого, и не сделали это сунной для нас. Ни один из известных имамов не указал на желательность подобных действий.

Человек обязан повиноваться Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), следовать его религии и его пути, руководствоваться его наставлениями, опираться на его Сунну и восхвалять Аллаха за ту великую милость, которой Он его наделил.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

لَقَدْ مَنَّ اللَّهُ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ إِذْ بَعَثَ فِيهِمْ رَسُولا مِنْ أَنْفُسِهِمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَإِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَفِي ضَلالٍ مُبِينٍ

«Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3.Алю Имран: 164).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إن خير الكلام كلام الله, و خير الهدي هدي محمد, و شرالأمور محدثاتها, و كل بدعة ضلالة

«Лучшая речь – это речь Аллаха, лучшее руководство – это руководство Мухаммада. Худшее из дел – это нововведение, и каждое новшество – это заблуждение».[18]

Из книги «аль-Бида` аль-хавлийя»
Абдулла ибн Абдульазиз ибн Ахмад ат-Тувейджири
Перевёл Абу Ясин Руслан Маликов для сайта «Почему Ислам» — www.whyislam.to

  • [1] Насыбиты – приверженцы нововведений, большинство из них относятся по своим воззрениям к хариджитам, которые первыми внесли раскол в единую общину мусульман. Они называют Усмана, Али и многих других сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) неверными. Также они называют неверными-вероотступниками людей, которые совершили большие грехи. Считают своей исключительной обязанностью поднимать мятеж против законного правителя мусульман, если тот нарушает Сунну.
  • [2] «Осторожно, бидаат! Печаль в месяц мухаррам у рафидитов»
  • [3] Некоторые из четырех частей он давал группе людей, а некоторые только одному человеку.
  • [4] `Ад ибн Аус ибн Ирам ибн Сам ибн Нух. Этот народ состоял из тринадцати племен, которые проживали в ар-Рамле, ад-Давве, ад-Дахне, `Алидже, Вабаре, Аммане и до самого Хадрамаута. К этому народу был послан пророк Худ (мир ему). Выражение: «…то непременно убью их так же, как был погублен народ `Ад»,— значит: «не оставлю никого из них в живых», потому что после наказания Аллаха никто из адитов не остался в живых.
  • [5] Хадис передали: аль-Бухари в «ас-Сахих» (3344) и Муслим в «ас-Сахих» (7/161,162).
  • [6] Аль-Хувейсира – Хуркус ибн Зухейр ас-Саади, известный по кличке аль-Хувейсира из-за того, что носил хувейсирийскую одежду, был сподвижником, родом из Бану Тамим. Умар ибн аль-Хаттаб назначил его командующим в битве против Хурмузана. Он овладел Суук аль-Ахваз и поселился там. Сражался на стороне Али в битве при Сыффине, затем присоединился к мятежным хариджитам и был одним из самых враждебных по отношению к Али ибн Абу Талибу. Когда Али вышел на битву против хариджитов, аль-Хувейсира находился среди них и был убит в этот же день в 37-ом г.х.
  • [7] Всё это говорит о том, что хариджиты вылетают из религии, абсолютно ничего не взяв из этой религии, так что не остается даже следа их пребывания в Исламе, словно стрела, которая пробивает тушу на огромной скорости, так что на ней не остается даже крови и жил.
  • [8] Этого человека называли Зу-с-садья (Грудастый) родом он был из Ураны, он был очень темнокожим и от него исходил неприятный запах, по которому его узнавали в военном лагере.
  • [9] Хадис передал Муслим в «ас-Сахих» (2/744,745) номер хадиса (1064) (146).
  • [10] Аль-Мухтар ибн Абу Убайд ибн Масуд ибн Амр ас-Сакафи, Абу Исхак. Его отец был одним из лучших сподвижников. Аль-Мухтар родился в первом году хиджры, но сам не был сподвижником и не видел пророка (мир ему и благословение Аллаха). Добился правления и набирал себе авторитет тем, что позиционировал себя как борца и мстителя за аль-Хусейна, на самом же деле он стремился только к обогащению. Известен своей лживостью, страдал припадками одержимости. Был убит Мус`абом ибн аз-Зубайром в Куфе в 67-ом году. Правление его длилось шестнадцать месяцев. Вначале он был хариджитом, потом перешёл в зайдизм, потом перешёл в рафидизм, затем начал претендовать на пророчество, распространяя наглую и откровенную ложь.
  • [11] Аль-Хаджадж ибн Юсуф ибн Абу `Акыль ибн Масуд, Абу Мухаммад ас-Сакафи. Родился в 39-ом г.х. или в 40-ом, был очень красноречивым, выучил Коран наизусть. Абдульмалик ибн Марван поставил его наместником Хиджаза, где он убил Абдуллу ибн аз-Зубайра. Затем Марван снял его с должности и сделал наместником Ирака, там аль-Хаджадж в 84-ом г.х. построил город Васит, закончив строительство в 86-ом г.х. В его время, и под его кураторством были расставлены диактрические точки в свитках Корана, что можно причислить к его благим поступкам. Однако , какое бы добро он ни совершил его невозможно сопоставить со всем тем злом, которое он натворил.. Он и являлся тем самым душегубом, о котором сказал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) в своём хадисе. Он был насыбитом, и ненавидел Али и его сторонников. Аль-Хаджадж был деспотичным тираном и без колебаний проливал кровь мусульман, если у него появлялись малейшие подозрения в их нелояльности. При всем этом он любил читать Коран, не совершал прелюбодеяния, не употреблял алкоголя и вообще не совершал запретов Аллаха, но вместе с тем был чрезвычайно кровожадным и поспешным в убийстве людей и том числе сподвижников. Аллах лучше знает о истинном положении этого человека. Умер аль-Хаджадж ибн Юсуф в 95-ом г.х. в возрасте пятидесяти пяти лет.
  • [12] Хадис передал Муслим в «ас-Сахих» (4/1971, 1972) номер хадиса (2545).
  • [13] См.: «Михадж ас-сунна ан-набавийя» (2/323).
  • [14] Хадис передали: Ахмад в «Муснад» (4/126,127), Абу Дауд в «ас-Сунан» (12/358-360), ат-Тирмизи в «ас-Сунан» (7/438-442) и ибн Маджа в «ас-Сунан» (1/15,16).
  • [15] Хадис передал Аль-Бухари в «ас-Сахих» (2004).
  • [16] Хадис передали аль-Бухари в «ас-Сахих» (2003) и Муслим в «ас-Сахих» (2/797) номер хадиса: 1132.
  • [17] Хадис передал Муслим в «ас-Сахих» (2723).
  • [18] Хадис передал Муслим (2/592) номер хадиса: 867.

الْحَمْدُللهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ وَالصَّلاَةُ وَالسَّلاَمُ عَلَى نَبِيِّهِالْكَرِيمِ وَعَلَى ءَالِهِ وَأَصْحَابِهِ الطَّيِّبِينَ الطَّاهِرِينَ،عِبَادَ اللهِ أُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ الْعَظِيمِوَالْعَمَلِ بِالشَّرْعِ الْقَوِيمِ

Мы восхваляем Аллаhа и поклоняемся Ему, обращаемся к Аллаhу за помощью и прощению грехов. Просим у Аллаhа защиты от зла наших скверных деяний.

Тот, кому Аллаh даровал быть на Истинном Пути, того никто не введет в заблуждение, а кому Аллаh не дал Истинного Пути, того уже никто не выведет из заблуждения и не сможет повести верным путем.

Просим у Аллаhа ещё больше величия для Пророка Му х аммада, мир Ему, а также приветствуем всех Пророков и Посланников и тех, кто истинно следует по Их пути.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаhа – Одного-Единственного Создателя, не имеющего никаких соучастников и сотоварищей, и свидетельствую, что Му х аммад – раб и Посланник Аллаhа.

Дорогие единоверцы! Все мы – рабы Аллаhа. Советую себе и вам быть богобоязненными, выполняя повеления Творца и не совершая грехов!

Дорогие мусульмане! 10 число месяца Му х аррам, первого месяца по лунному календарю, получило название дня «‘Ашура`» и является особым днем, в котором произошло много важных событий, которые стали решающими в истории человечества. Название «‘Ашура`» происходит от слова « عشرة » — «‘ашара», что по-арабски и значит «десять».

Первое из важных исторических событий произошло в день «‘Ашура`» еще на заре человечества. Оно связано с первым человеком, который был также и первым Божьим Пророком, — Адамом, мир Ему. Праотец всех людей каялся в совершенном Им грехе (малом, не указывающим на подлость совершившего его), и Аллаh, по Своей Милости, принял покаяние Пророка в день «‘Ашура`».

Этот день был очень значимым и для общины Пророка Нуха (Ноя), мир Ему. В этот памятный день Аллаh даровал Нуху, мир Ему, и Его последователям, находившимся вместе с Пророком на ковчеге, спасение от гибели в водах Великого Потопа. Нух, мир Ему, был послан Богом к людям в те времена, когда на земле распространилось невежество и неверие (язычество). Он призывал людей к Исламу на протяжении 950-ти лет, но сердца многих из них оказались закрытыми, и только некоторые из людей последовали за Божьим Посланником. Принявших Ислам было примерно 80 человек, в их числе — трое сыновей Нуха: Сам, Хам и Яфис, от которых пошло все человечество. Нух и Его сподвижники ступили на землю в благословенный день «‘Ашура`».

День ‘Ашура` знаменателен и тем, что в этот день спасся Пророк Ибраhим, мир Ему, от Нумруда – правителя, который был угнетателем, приказавший бросить Посланника Аллаhа в огонь, желая его гибели. По Воле Бога чудесным образом огонь оказался прохладным для Пророка Ибраhима и не навредил ему.

Пророк Юнус, мир Ему, в этот день был спасен и вышел на сушу из чрева кита. Также это день исцеления Пророка Я’куба, мир Ему. И именно в день ‘Ашура` получил особую власть Пророк Сулейман, мир Ему. Ему стали подчиняться все люди, джины и птицы. В его подчинении был даже ветер. Также в этот знаменательный день Аллаh даровал спасение и другому Своему великому Пророку и Его Общине, — это событие известно в истории как «Чудо спасения Мусы (Моисея), мир Ему.

День «‘Ашура`» стал памятным и для общины последнего Пророка – Му х аммада, мир Ему. На 4-м году hиджры в этот день язычники готовились провести сражение с мусульманами (оно получило название «Зат Ар-Рика‘»), но, по Воле Аллаhа, этого не произошло: Бог поселил в сердцах неверующих страх, и они бесславно бежали с поля боя, бросая свое имущество и семьи. Так мусульмане избежали возможных потерь в своих рядах. Поистине, Аллаh ограждает Своего Пророка и Его последователей от вреда их врагов.

В день «‘Ашура`» на 61-м году hиджры произошло и трагическое событие. Мученической смертью от рук угнетателей пал внук Пророка Му х аммада, мир Ему, Абу ‘Абдуллаh Хусейн, матерью которого является дочь Пророка Фатыма Аз-Заhра`, да благословит их обоих Аллаh. Пророк Му х аммад, мир Ему, сказал о своих внуках Хасане и Хусейне:

” الْحَسَنُ وَالْحُسَيْنُ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ “

Это означает: «Хасан и Хусейн — господа юношей Рая».

А также говорил:

” هَذَانِ ابْنَايَ فَمَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي “

Это означает: «Это – мои дети: кто любит их, тот любит и меня».

Итак, это особый день, и Пророк Му х аммад, мир Ему, призывал Своих последователей соблюдать Пост в этот день, разъясняя преимущества и благо этого поступка. Он, мир Ему, говорил:

رواه مسلم ” يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ “

Это означает: «Кто держит в этот день Пост искренне ради Аллаhа Всевышнего, то прощаются его грехи прошлого года». Этот Х ади с передал имам Муслим.

Благочестивые исламские ученые подтвердили, что держать пост в день ‘Ашура` – сунна. От Ибн ‘Аббаса с его подтверждением передано следующее: «Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, вошел в город Медину и узнал, что некоторые люди соблюдают пост в день ‘Ашура`, Он спросил, почему они это делают. Ему ответили, что в этот день Аллаh дал Пророку Мусе, мир Ему, и Его последователям победу над фараоном, и именно поэтому они в этот день держат Пост, возвеличивая Пророка Мусу, мир Ему. Тогда Пророк Му х аммад, мир Ему, сказал:

” نَحْنُ أَوْلىَ بِمُوسَى مِنْكُمْ “

Это означает: «Мы ближе к Пророку Мусе, мир Ему, чем они».

И велел мусульманам в этот день держать пост». Это передал имам Муслим.

Соблюдать пост в день ‘Ашура` не является фардом (обязанностью). Об этом сказали исламские ученые, обосновывая свое мнение изречением Пророка Му х аммада, мир Ему:

رواه البخاري ومسلم ” إِنَّهَذَا الْيَوْمَ يَوْمُ عَاشُورَاءَ، وَلَمْ يَكْتُبِ اللَّهُ عَلَيْكُمْ صِيَامَهُ، فَمَنْ شَاءَ فَلْيَصُمْ وَمَنْ شَاءَ فَلْيُفْطِرْ “

Это означает: «Аллаh Всевышний не обязывал вас соблюдать Пост в день ‘Ашура`. Кто хочет – пусть соблюдает, а кто не хочет – пусть не соблюдает». Этот Х ади с передали Аль-Бухарий и Муслим.

Также является сунной держать пост 9-го числа месяца Му х аррам. Это следует со слов Пророка Му х аммада, мир Ему:

رواه مسلم ” لَئِنْ بَقِيتُ إِلَىَ قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ “

Это означает: «Если Аллаh даст дожить мне до следующего года, то я буду держать пост 9-го числа месяца Му х аррам». Это изречение передал имам Муслим.

Но Посланник Аллаhа, мир Ему, умер до наступления следующего года.

Некоторые исламские ученые говорили, что мудрость соблюдения поста 9-го и 10-го числа месяца Му х аррам заключается в том, чтобы не быть подобными иудеям, которые держат Пост только 10-го числа. По мнению некоторых Исламских ученых можно держать Пост помимо 10-го, 9-го, 11-го числа.

Также нужно учесть, что время дня ‘Ашура` — из тех благословенных времен, когда есть большая вероятность принятия Богом молитв и ду’а. Особенно усердствуйте в поклонении и совершении благих поступков в этот день.

Н аступает важная пора у мусульман,
Тот не поймет, кто не читал Коран.
Называется он месяц Мухаррам,
Высокочтимый для религии Ислам.

Самым ценным днем является день Ашура,
Наступает на 10 день он Мухаррам.
И, согласно великого пророка-автора
В своей ошибке каялся Адам.

Также в этот день, но в разные века,
Аллах пророкам 10 благ являл.
И сотворение Земли, Небес, Арша,
И ангелов на этот день совпал.

У шиитов день поминовения —
Мученической смертью пал имам Хусейн.
Они наносят страшные себе ранения,
Отмечают все Шахсей-вахсей.

Д ень Ашура наступил,
Нас Аллах благословил
На хорошие дела,
Чтобы жизнь светла была.

В этот день погиб Хусейн,
Мы об этом помним все,
Этот день совсем не прост,
Соблюдем трехдневный пост.

Разрешите пожелать
Вам добра, и бед не знать,
Мира в доме и тепла,
Чтоб удачно шли дела!

С егодня голодай ты так, как никогда,
Сегодня подари родным всего себя.
Заполни радостью ты душу всю свою.
Поздравить с днем Ашура я тебя хочу!

Пусть хранит твою Аллах семью,
Пусть солнце твой осветит путь.
Из моих слов возьми себе урок —
Тебе я посвящаю сей поздравок.

В еликий Бог явил своим пророкам
Свое прощение, и милостью своей
Он наделил страдающих пороком
Прощением в день Ашура. Теперь

Египетским царем преследуемый Муса
Народ свой через море переправил.
А Мухаммед нам в этот день великий
Поститься строго в этот день поставил.

В этот светлый и праздничный день
Я хотел бы поздравить, любя:
С появлением рода людей,
С сотворением мира тебя!

И с рождением ангелов я
Поздравляю любимчика их.
И Аллах, строгий жизней судья,
Как Адама, за все пусть простит.

С Днем Ашура, любимый мой друг!
Пусть согреет тепло этих строк,
Чтобы счастье почувствовал вдруг,
Я дарю тебе этот поздравок.

Д ень десятый Мухаррама,
День Рождения Адама,
Ангелов, Небес, Земли,
Гласу Свыше, ты, внемли.
День Ашура — не простой,
От Потопа спасся Ной.
Вознесся в небеса Иса.
От врагов ушел Муса,
А зловредный Фараон,
В волнах моря погребен.
День Ашура — он не прост.
В этот день положен пост.
Всех пророков вспомяни,
За нас свой крест несли они.

П усть благословит вас Аллах на благие дела, пусть даст вам сил и мужества выдержать пост в День Ашура. Пусть Всевышний примет все ваши жертвы и вознаградит вас, а вы будете удивлены щедростью награды.

В от уж наступает месяц Мухаррам.
Что о Мухарраме говорит Коран?
День один особый в Мухарраме есть,
Это — день Ашура, день в пророков честь.

В этот день сотворены земля и небеса,
И Адам увидел свет — какие чудеса!
День Ашура, что проходит в месяц Мухаррам,
Очень важный, очень ценный день для мусульман!

Д ень Ашура нынче наступил,
В траур мусульман он обратил.
И Хусейн, достойный внук пророка,
Возникает вновь у каждого порога.
Мрачен этот праздник, но велик —
Чистой веры в нём святой родник.

П оявились небеса,
Появилась и Земля,
И Адам в раю пока —
Светел праздник Ашура.

В десятый день святого Мухаррама
Пусть примет пост и тело, и душа.
Законам из священного Корана
Будь верен и не нарушай их никогда.

Ашура день торжественный, печальный
Прольется в сердце траурным дождем.
Оркестра заунывное звучание
Напомнит нам о давнем, о былом…

Имам Хусейн — великий внук пророка
За веру жизнь безропотно отдал,
Подвергся пыткам он и умер в муках
Во имя тех, кто свято чтит ислам.

А шур — великий праздник, и это знает каждый
Десятый день Мухаррама, святой великий час,
Мы молимся Аллаху, нам праздник очень важен,
В тот день Бог Землю создал, и Небеса для нас.

Мы также вспоминаем великого пророка,
И внука Мухаммеда, Хусейна ибн Али,
Он смерть пал за веру, по воле злого рока,
За подвиг этот славный должны мы все молиться.

Ликуйте правоверные, отметим день Ашура,
Тем почести и слава, кто пост сумел держать,
Прославим мусульманскую, великую культуру,
Молясь за процветание, и миром дорожа.

Д ень Ашура наступил сегодня,
Предков почитайте вы своих,
Вам сегодня от души желаю,
Чтоб особым был каждый миг.

Помните, Святых пророков,
Им тяжелый выпал путь,
Очищайте свою душу,
Помните про свою вы суть!

С днем Ашура поздравляю,
От души тепла желаю.
В день десятый Мухаррама,
Вспоминаем мы Адама.
В этот праздник мусульман
Пусть хранит народ Коран.
Несмотря на строгий пост,
Этот день не очень прост.
С ним сегодня поздравляем,
Доброты в сердцах желаем.

В спомнит праведный народ
Череду имен,
Как тонул в пучине вод
Злобный фараон.

Как велит религия,
Всюду и везде
Будет скорбь великая
В этот важный день.

Мы с благоговением
Вспомнили о нем,
Первый день творения
Был Ашура днем.

С трогий пост пускай очистит
Душу и фигуру.
Помянем пророков славных
В день большой Ашура.

В праздник этот пожелаю
Роду вашему добра.
Чтоб хватило для нужденных
Вам душевного тепла.

Вера пусть защитой будет
Вам от бед и от невзгод.
День десятый Мухаррама
Пусть вам счастье принесет.

С Днем Ашура, днем творений славных,
С первым человеком на Земле,
С Днем небес и ангелов крылатых,
С Днем спасенья от Потопа в дождевой воде.

Пожелаю Вам спокойствия и веры,
Крепкой веры в лучшее, в добро,
Не коснуться Вас ни слезы, ни потери,
Ни беда, ни истинное зло.

М усульман поздравим мы
С Днем Ашура наступившим,
Счастье пусть ко всем придет,
И успех не будет лишним,
Строгий пост идет сейчас,
Соблюдать его так важно,
Тот, кто выдержит его,
Будет сильным и отважным!

П усть благословит вас Аллах на благие дела, пусть даст вам сил и мужества выдержать пост в День Ашура. Пусть Всевышний примет все ваши жертвы и вознаградит вас, а вы будете удивлены щедростью награды.

В священный месяц Мухаррам
Будет пост у мусульман.
В этот день случилось чудо —
Появились небеса,
Ангелы, Земля родная,
Горы, звезды — вся краса.
Много памятных событий
В этот день произошло,
В этот день желаем в доме
Счастья, очага тепло!

Н аступил десятый день Мухаррама,
В этот день произошло рождение Адама,
Появилось все от Неба до Земли.
Помни ты про этот день, помни ты!

Помни каждого пророка, не забудь,
Они за нас прошли тяжелый путь!
Будь же ты, мой друг, счастливее всех,
Пусть тебя во всех делах ждет успех.

Ашура (также известен как Шахсей-вахсей (от перс. Шах Хусейн, вах, Хусейн ‎ — Царь Хусейн, ах, Хусейн) — у шиитов день поминовения имама Хусейна [1] , павшего мученической смертью в 680 году в Кербеле. Траурные церемонии проводятся в Иране, Азербайджане, Афганистане, Таджикистане, Ливане, Пакистане, Бахрейне и иных странах Персидского залива, а также в других странах, где есть сообщества мусульман-шиитов.

Краткая справка об имаме Хусейне

Хусейн ибн Али, второй сын Али ибн Аби Талиба и Фатимы Захры, родился в 4 г. хиджры. После мученической смерти своего старшего брата аль-Хасана, отравленного собственной женой по приказу омейядов, аль-Хусейн стал его преемником и третьим имамом шиитов. Имамат Хусейна продлился 10 лет, последние полгода из которых пришлись на правление Язида, а остальное время — на период царствования Муавии ибн Абу Суфиана.

Политическая и религиозная ситуация накануне восстания при Кербеле

В период, когда власть в халифате принадлежала омейядам (за исключением Умара II), политика государства начала сильно расходиться с практическими предписаниями ислама. Нормы Шариата нарушались правящей элитой (так, Язид открыто пил вино и приглашал ко двору шутов и певиц). Кроме того, правящая элита отдавала явное предпочтение арабам перед мусульманами иных национальностей, что противоречило установлениям Корана и Сунны. Наконец, народ был недоволен растущей социальной несправедливостью. Всё это привлекало симпатии большого количества мусульман к имаму Хусейну и побуждало его встать в оппозицию к режиму омейядов, проводивших политику целенаправленного вытеснения норм Шариата из жизни общества и государства, а также преследовавших представителей семейства пророка Мухаммада (Ахл аль-Бейт).

Когда Муавия ибн Абу Суфиан, вопреки нормам ислама, решил передать власть в халифате по наследству своему сыну Язиду, тот потребовал, чтобы в соответствии с арабской традицией влиятельные люди, в том числе и имам Хусейн, принесли ему присягу. Однако имам Хусейн отказался сделать это.

Множество людей были недовольны режимом Язида и стали отправлять имаму Хусейну письма с выражением поддержки и симпатии. Особенно много таких писем приходило из Куфы (Ирак), жители которой изъявляли желание поднять восстание и приглашали имама Хусейна стать их лидером.

События, предшествовавшие Ашуре

Имам Хусейн оставался в Мекке вплоть до начала хаджа. Вместе с многочисленными паломниками в Мекку проникли наёмные убийцы, подосланные Язидом к имаму Хусейну. Получив предупреждение об этом, Хусейн решил покинуть священный город, в котором согласно Корану запрещено проливать кровь. Вместе со своими родственниками он покинул Мекку, не завершив обрядов хаджа, и сказав, что вместо животных он принесёт в жертву самого себя. Ряд жителей Мекки присоединились к нему, чтобы сразиться с Язидом на его стороне.

На пути в Куфу имам Хусейн получил известия, что население Куфы под давлением агентов Язида начало сдавать позиции и убивать его сторонников. Так, 5 мухаррама 61 г. хиджры был предан смерти представитель имама Хусейна, посланный им в Куфу — Муслим ибн Акил.

В пустыне, в месте под названием Кербела (в 44 км от Куфы) имам Хусейн и его сподвижники были окружены 30-тысячным войском Язида. Восставшие были отрезаны от воды, несмотря на то, что среди них были женщины и дети. Так они провели 8 дней.

В ночь на 10 мухаррама имам Хусейн собрал своих сторонников и объявил, что их не ждёт ничего, кроме мученической смерти. Поэтому он погасил факелы и позволил всем, кто желал спастись, покинуть его лагерь под покровом ночи. К утру с ним остались только 72 его самых верных сподвижника и члены его семьи, 18 из которых были боеспособными мужчинами. Всего же, по некоторым данным, с имамом Хусейном осталось 120 человек, в то время как войско Язида увеличило свою численность до 45 000.

Враги имама Хусейна хотели начать бой 9 мухаррама, однако имам попросил у них осрочку до утра для того, что он и его сторонники могли совершить намаз.

Сражение в день Ашуры

10 мухаррама (в арабском языке оборот «йаум аль-ашура» обозначает десятый день месяца) разразилась битва. По сложившейся у арабов традиции, сторонники имама Хусейна выходили в бой один за одним. Они сражались до последнего, но силы были неравны, и рано или поздно они принимали мученическую смерть. В критический момент Абу-л-Фадл Аббас прорвался к реке Евфрат и набрал два бурдюка воды, однако язидовцы отрубили ему руки, после чего Абу-л-Фадл умер от ран (историки спорят, произошло ли это в день Ашуры или несколькими днями раньше). В сражении также погиб 17-летний сын имама Хусейна Али Акбар, а также сыновья его родной сестры сейиды Зайнаб бинт Али Аун и Мухаммад.

Имам Хусейн просил напоить водой его шестимесячного сына Али Асгара, однако ребёнка расстреляли из луков. В числе погибших детей также оказались двое детей имама Хасана тринадцати и одиннадцати лет от роду.

Самому имаму Хусейну было нанесено 29 колотых и 27 резаных ран, а затем его убийца Шимр отрубил ему голову.

Судьба членов семьи имама Хусейна

После мученической смерти имама Хусейна на поле боя палатки в его лагере были сожжены, а члены его семьи — пленены. Среди них, помимо прочих, были: сестры имама Хусейна Зайнаб бинт Али и Умм Кулсум, две жены имама Хусейна: Лейла, мать Али аль-Акбара, и персидская принцесса Шахр Бану, а также жена имама Хасана, Физза, абиссинская принцесса и служанка Фатимы Захры, четырёхлетняя дочь имама Хусейна Сукейна и пятилетний Мухаммад аль-Бакир, будущий пятый имам шиитов, а также четвёртый имам — двадцатилетний Али Зайн аль-Абидин, который из-за тяжёлой болезни и высокой температуры не смог принять участия в сражении.

С женщин были сорваны хиджабы, пленных погрузили на лошадей без сёдел, как рабов. Стража несла на своих копьях головы сторонников имама Хусейна. Затем пленённых доставили в Куфу ко двору язидовского губернатора Ибн Зияда. Зайнаб выступила со смелой речью, разоблачающей злодеяния Язида в отношении семейства пророка Мухаммада (Ахл аль-Бейт). После пленников ещё долго возили по разным городам, таким, как Мосул, Хомс, Баальбек. Затем их доставили в Дамаск ко двору Язида. Голову имама Хусейна выложили на золотой поднос, и Язид бил по ней палкой. Сейида Зайнаб выступила с исторической речью, обличающей омейядов и Язида лично. Её поддержал сын имама Хусейна имам Али Зайн аль-Абидин, который также выступил против Язида. Язид был так разгневан, что хотел было приказать убить их обоих, однако его советники отговорили его.

Траурные мероприятия в день Ашуры

Первые собрания в память об имаме Хусейне стали проводиться ещё в доме сейиды Зайнаб в Дамаске. В дальнейшем другие непорочные имамы шиитов также придавали большое значение проведению этих мероприятий, на которых рассказывалось о событиях Ашуры и зачитывались стихи, посвящённые мученичеству имама Хусейна.

В настоящее время шииты проводят поминальные вечера и шествия в память об Ашуре в первые 10 дней месяца мухаррам, хотя во многих странах траур длится 40 дней. Читаются хутбы о событиях Ашуры, люди одеваются в чёрное и бьют себя в грудь (что символизирует готовность отдать жизнь за ислам), исполняются траурные песнопения (латмийя) и звучит скорбная музыка. В некоторых регионах (Пакистан, Ирак) среди шиитов получила распространение практика нанесения себе кровоточащих ран мечом или цепями, однако не все шиитские муджтахиды приветствуют её. Так, Али Хаменеи, Макарем Ширази и Мухаммад Хусейн Фадлулла издали фетвы, запрещающие истязать себя в день Ашуры до крови.

Сунниты утверждают, что мухаррам — первый месяц Хиджри-календаря и один из четырёх священных месяцев, о которых Аллах говорит (интерпретация значения): «Поистине, число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев, так было предопределено Аллахом в День, когда Он создал небеса и землю; из них четыре являются священными. Это — истинная религия, поэтому не причиняйте себе в этом зла …» (аль-Тауба 9:36). Впрочем, этот месяц не всегда был первым: согласно историческим источникам, во времена имама Хусейна он считался седьмым месяцем в календаре по лунной хиджре, однако впоследствии был сделан первым с целью создать повод для новогодних торжеств.

Суннитские улемы ссылаются на предания в суннитских сборниках хадисов, что в этот день Ковчег Ноя (Табут аль-Нух) причалил к суше после перенесенных потрясений от водной стихии, а Муса со своими последователями спасся от преследовавших его Фараона и его войск.

В этот день в Мекке на Каабе меняют покрывало на новое, а старое раскраивают на кусочки и дарят мусульманским общинам мира. Кусочки покрывала Каабы хранится в главных мечетях Татарстана (Кул Шариф), Башкирии (Ляля-Тюльпан) и Чечни (Сердце Чечни).

Comments are closed.