С 13 на 14 января в нашей стране отмечают церковное новолетие и день, когда можно «добрать» новогодние поздравления

Этот праздник зародился сто лет назад, когда советские власти официально отказались от юлианского календаря (так называемого старого стиля) и установили григорианский календарь (новый стиль). Между тем в жизни Церкви всё осталось по-прежнему — с 13 до 14 января наступает церковное новолетие. Светским людям в нашей стране эта идея пришлась по душе — праздник в СССР приняли, только переименовали его на свой лад. Так появилось странное и забавное во многом название — Старый Новый год, который от «официального» Нового года отделяет 13 дней, которые и составляют разницу между «новым» и старым» календарными стилями.

Праздник друзей и коллег

За советский период в нашей стране сложилось своё отношение к Старому Новому году. Сенатор Игорь Морозов рассказал «Парламентской газете», что для него этот праздник — традиция, которая досталась нам от старшего поколения. «Конечно, он не идёт в сравнение с новогодними праздниками на 1 января. Но, как правило, именно с 13 на 14 января мы встречаемся со своими коллегами, с которыми не смогли отметить Новый год. Лично для меня Новый год — это семейный праздник, а Старый Новый год — праздник друзей и коллег», — заметил он.

А зампредседателя Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный считает, что Старый Новый год — удачный повод, чтобы ещё раз собраться в кругу близких людей, подвести итоги ушедшего года и поставить новые цели. «На мой взгляд, эта хорошая традиция, а от хорошего отказываться не стоит», — считает он.

Для православных христиан ночь с 13 до 14 января является прежде всего церковным новолетием со сразу двумя большими церковными праздниками — Обрезанием Господнем и днём памяти одного из трёх вселенских учителей Церкви святителя Василия Великого. Именно такое «прочтение» этой даты сложилось у депутата Госдумы Виталия Милонова. «Моё отношение к празднику такое же, как и всех людей, которые живут жизнью Церкви», — заметил законодатель.

Виталий Милонов. Фото: ПГ / Юрий Паршинцев

Между тем Виталий Милонов считает, что сегодня нет необходимости ставить вопрос о возвращении российского календаря на дореволюционный юлианский стиль: «Лично я комфортно себя ощущаю, когда поздравляю христиан, придерживающихся григорианского календаря, с Рождеством Христовым 25 декабря, а они меня поздравляют 7 января. В этом нет ничего плохого — всё метафизично». В этом его поддерживают и коллеги-законодатели. Игорь Морозов считает, что наши люди уже привыкли «к такой форме двойного Нового года» и менять что-то не имеет смысла. А Анатолий Выборный высказал свою точку зрения: «Мне лично существующий календарь не мешает. Хотя я много слышу от православных людей слова о том, что хорошо было бы праздновать после, а не до Рождества, когда ещё идёт церковный пост. Но это больше вопросы Церкви, а не парламента».

Юлианский и григорианский календарь: в чём отличие?

В 45 году до нашей эры, во времена правления Юлия Цезаря, появился одноимённый календарь — звездочёты Римской империи создали систему исчисления лет, основой которой стало время прохождения точки равноденствия Солнцем. Отсюда и второе название юлианского календаря — солнечный. Каждый год в нём содержит 365 дней, кроме високосного — тогда год длится на день больше.

Только спустя полторы тысячи лет появилась другая система летоисчисления, её в XVI веке предложил папа Григорий XIII. Астрономы из Старой Европы усложнили систему. Например, согласно григорианскому календарю, високосным теперь считался не каждый четвёртый год: если год оканчивается на нули, но при этом не делится (без долей) на 4, то високосным он не считается. Поэтому, согласно данной системе, 2000 год был високосным, а вот 1900 или предстоящий 2100 год — нет.

И всё-таки основные расхождения имеют богословский подтекст. Папа Григорий XIII задумал реформу летоисчисления, полагая, что праздник Воскресения Христа, Пасхи должен праздноваться только в воскресный день. В юлианском календаре этот вопрос никак, естественно, не учитывался, так как он был разработан ещё до нашей эры, то есть до Рождества Христова. И, согласно юлианским пасхалиям, христианская Пасха выпадала на разные дни недели.

Григорианский календарь был введён 24 февраля 1582 года. Однако юлианский календарь не исчез — он остался в православной христианской традиции. В наши дни оба календаря также сосуществуют вместе: григорианский календарь, «опережающий» юлианский на 13 дней, используют большинство государств мира. А юлианский используется в основном для христианских праздников. Всё дело в том, что григорианский стиль входит в противоречие с канонами, нарушая последовательность библейских событий: согласно им Пасха христианская не может справляться ранее Пасхи иудейской, а «новый стиль» такую возможность не исключает. Один из определяющих для православных людей фактор в данном контексте — многие века схождение Благодатного огня в Иерусалиме происходит в субботу перед Пасхой, отмечаемой именно по юлианскому, а не по григорианскому календарю.

«С Новым годом!», открытка, Санкт-Петербург, 1904 г. Коллаж: ПГ. Фото: wikimedia.org/Фёдор Беренштам

В России григорианское летоисчисление было введено на государственном уровне в феврале 1918 года — один из первых декретов советской власти отменял юлианский календарь. Некоторые историки объясняют это патологической ненавистью большевиков ко всему, что связано с православными обычаями (старый стиль, то есть юлианский, был назван «мракобесным», а новый стиль, григорианский — «прогрессивным»), но есть и дополнительная версия перехода. Известно, что члены большевистской верхушки до 1917 года долгое время вели свою деятельность в Европе, жили там и попросту не пожелали отказываться от «григорианских» привычек.

Старый Новый год празднуют не только в России, а и в странах постсоветского пространства. Однако этим география праздника не ограничивается.

В странах бывшей Югославии в ночь с 13 на 14 января обязательно собираются за семейным столом. Причём называется праздник по-разному: в Сербии отмечают «Малое Рождество», а в Черногории «Права нова година», что переводится как «Правильный новый год». В Греции широко принято отмечать этот день из-за дня памяти святителя Василия Великого, особенно почитаемого греками.

Не отказываются от праздника и в «григорианской» Европе: для жителей некоторых районов Швеции и Румынии ночь на 14 января считается «сказочной». А в некоторых общинах Уэльса дата эта отмечается как праздник «добрососедства и открытых дверей».

На свой манер отмечают Старый Новый год в ряде африканских стран, где живут по своему берберскому календарю, который имеет много общего с юлианским. Поэтому в Алжире, Марокко, Тунисе второй Новый год отмечают 12 января.

С понедельника по четверг первой недели Великого поста настоятелем храма протоиереем Димитрием в сослужении всех священнослужителей совершалось Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского — высокодуховное литературное произведение, наполненное глубоким покаянным смыслом, в котором, наряду с молитвенным обращением к Пастырю Критскому Андрею (в заключительных тропарях, составленных в честь творца канона), мы обращаемся также к прп. Марии Египетской (в среду и четверг первой седмицы). А в четверг пятой седмицы на утрени будет читаться полностью Великий канон святого Андрея Критского и Житие преподобной Марии Египетской, из бездны порока восшедшей покаянным путем на высоту святости и уподобившейся бесплотным ангелам, что является высоким образцом покаяния для всех православных христиан. Это богослужение поэтому называется иначе Марииным (или реже: Андреевым) стоянием.

Великий покаянный канон (заключительный эпизод):

Тропарь преподобного Серафима глас 4

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,/ и, Тому Единому работати пламенне вожделев,/ непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,/ умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,/ избранник возлюблен Божия Матере явился еси./ Сего ради вопием ти:// спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

По окончании Божественной Литургии настоятель храма ещё раз поздравил прихожан с церковным новым годом и раздал детям подарки, пожертвованные в храм администрацией города. Затем о. Димитрий произнёс проповедь в память батюшки Серафима:

В Праздник Рождества Христова настоятель храма Умиление, протоиерей Димитрий, в сослужении о. Михаила и диакона Владимира торжественно совершил Рождественские богослужения — Великое повечерие, утреню и Божественную Литургию.

По окончании богослужения отец настоятель, духовенство храма и прихожане взаимно поздравили друг друга со светлым Праздником Рождества Христова.

Величание Рождеству Христову:

Затем о. Димитрий озвучил Рождественские послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, присоединив к ним свои благопожелания.

Настоятель выразил радость о том, что Святейший Патриарх обратился ко всем нам и не забывает нас.

Перед чтением Рождественского послания Митр. Меркурия о. Димитрий произнёс благодарственное слово по поводу дарования Донской Земле этого великого архипастыря:

Для того, чтобы понять, каким творческим талантом одарил Господь Татьяну Юрьевну Петрову, нужно хоть раз услышать, как она поет. Для того, чтобы понять, какой человеческий талант дан ей от Бога, нужно хоть раз увидеть глубокий душевный отклик посетителей, участников ее концертов. Ибо каждый ее концерт – именно посещение, именно участие, некое внутреннее соприкосновение с тем, что является подлинно Святой Русью. Мне посчастливилось пережить и то, и другое, и третье.

митрополита Аргентинского и Южноамериканского

пастырям, диаконам, монашествующим

и всем верным чадам Православной Церкви.

все верные чада Православной церкви!

Священник из Гонг Конга

Православный священник иерей о. Анатолий (Кун) и ректор Хабаровской духовной семинарии митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Фото сайт ХДС.

Уроженец Гонконга Кун Чеун Мин – православный священник иерей о. Анатолий (Кун) рассказал журналу «Международная жизнь» об укоренении православной веры в современном Китае.

Южная Америка: взгляд православного человека.

Прочтите. Рад буду услышать ваше мнение.

Может ли священник в пастырской практике использовать знания и методы из области психологии?

1 КОРИНФЯНАМ 13 ГЛАВА – РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ВЕРСИЯ
— Если я украшаю мой дом ветвями ели, гирляндами и лампочками, но не понял смысла Рождества, то я не больше чем декоратор.
— Если я работаю с утра до вечера на кухне, готовя килограммы тортов, пирожных и особенных угощений, приглашаю гостей за идеально накрытый стол, но при этом в моём сердце нет радости о рождении Иисуса, то я не больше, чем повар.
— Если я работаю в благотворительных организациях, пою песни в домах престарелых и все свои сбережения отдам на благотворительные цели, но при этом не имею любви к своей семье, то всё это бессмысленно.
— Если я украшаю ёлку блестящими ангелочками и звёздочками, участвую в тысяче праздников и пою в хоре, но не принял в своё сердце Иисуса, тогда я не понял, в чём главный смысл Рождества.
Любовь ко Христу прерывает работу на кухне для того, чтобы обнять ребёнка.
Любовь оставляет украшение квартиры, чтобы поцеловать жену.
Любовь дружелюбна, несмотря на стресс и нехватку времени.
Любовь не завидует красивому дому других и цвету подобранных салфеток.
Любовь не кричит на детей, потому что они мешаются под ногами, наоборот, она благодарна, что они есть, и что они могут мешаться под ногами.
Любовь даёт не только тем, которые могут дать обратно. Наоборот, с огромной радостью она одаривает именно тех, которые в ответ ничего подарить не могут.
Любовь всё терпит, всё покрывает, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт.
Подарки забудутся и истреплются, торты будут съедены, рождественская ёлка высохнет.
Но подарок Бога на Рождество, в Иисусе Христе, останется навсегда!
С наступающим Рождеством Христовым!

Рождественское послание Игнатия,

митрополита Аргентинского и Южноамериканского,

священникам, диаконам, монашествующим

и всем православным христианам нашей епархии.

“Христос рождается, славите,

Христос с небес – срящете!”

(Канон богослужения Рождества Христова)

Дорогие братья и сестры,

друзья и все, кто служит Богу и Его Святой Церкви,

поздравляю вас с Рождеством Христовым!

В каждой стране существует много разных праздников: государственных, национальных, семейных, личных. Все они, действительно, разные, но Рождество Иисуса Христа – такой, который отмечается большинством людей всего мира особо. Все христиане Европы и Азии, Австралии, Африки, Северной Америки и даже Антарктиды помнят и чтут это событие, одно из самых главных в истории человечества.

Мы, живущие в Южной Америке, конечно же, выходим Ему навстречу с ожиданием и радостью. Почему радуемся? Потому что вся наша жизнь – христианская, потому что мы – христиане: веруем в Христа, Господа и Спасителя, стараемся следовать Его заповедям, хотим жить с Ним и в Нем здесь, не земле и после, в вечности. Потому что имеем христианские семьи, воспитываем наших детей в вере. Потому что думаем, чувствуем, общаемся, как христиане. И опять, потому что мы – христиане!

Почему ждем Его? Потому что Он посвятил Себя полностью каждому из нас, совершил наше спасение, открыл врата Царства Небесного, принял нас в общение с Собой – сейчас и навечно. Но сначала Он родился и, согласно Афанасию Великому, “Бог стал человеком, чтобы человек стал богом”.

Тот же святой пишет: “Слово воплотилось, чтобы людей, обратившихся в тление, снова возвратить в нетление и оживотворить их от смерти, присвоением Себе тела и благодатию Воскресения уничтожая в них смерть, как солому огнем.”

В Святую Рожественскую ночь мы ждем подарков. Эта древняя традиция имеет свое начало от ночи, когда родился Христос: вспомним, как восточные мудрецы принесли Богомладенцу золото, ладан и смирну; пастухи – свое поклонение; Земля – пещеру; Небо – звезду. И мы также должны принести Ему в дар что-то. Что? То, чего Он ждет от нас, что для нас наиболее спасительно – любовь к Богу и Спасителю, Тому, кто рождается сейчас и всегда. А это значит, как говорит Сам Христос, жить в соответствии с Его заповедями. “Кто любит Меня, будет заповеди Мои соблюдать” (Ин. 14,15).

Настает Святая ночь, двери православных храмов открыты каждому, там звучат прекрасные рождественские песнопения. Войдем и примем Христа-младенца, грядущего в мир и принесем Ему свое сердце, свою любовь и всю нашу жизнь, чтоб обрести благодать в жизни вечной и счастье в жизни земной. Аминь.

С Рождеством Христовым!

Митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий.

В том, что празднование Нового года ныне всегда приходится на конец Рождественского поста, ничего хорошего, конечно, нет. Но и объявлять Новый Год праздником бесовским и богомерзким, приравнивать его чуть ли не к пресловутому Хеллоуину — тоже неправильно. Конечно, кроме безудержного веселия постом, ежегодное празднование Нового года несет с собой и другие немалые беды: люди, замерзшие на улице, алкогольные отравления, травмы от пиротехники и прочее. Все это мы знаем, все это очень скорбно, но, боюсь, как-то быстро изменить ситуацию не представляется возможным. Новогодние празднования слишком крепко вошли в сознание, в плоть и кровь советского и постсоветского человека. Даже если допустить такую фантастическую мысль, что у нас в России не было бы реформы календаря, и гражданское новолетие до сих пор приходилось бы на Святки, а не на окончание Рождественского поста, даже если бы мы праздновали Рождество Христово не 7 января по новому стилю, а 25 декабря (как, например, в Греции), думаю, ничего бы не изменилось. Те, кто в Новый год предаются пьянству и поеданию салата оливье под акккомпанемент плоских шуток и попсовых песен, несущихся из телевизора, точно так же делали бы это и после Рождества, в Святки, которые, кстати, не зря так называются. Это особые, святые дни, продолжение праздника, а вовсе не время для всяких бесчинств. А те, кто ходит в храм и постится, Новый год отмечает совсем по-другому — молитвой в церкви и благодарением Богу за год прошедший. Для церковных людей главное — Рождество, к нему мы шли весь пост. А новолетие — это праздник светский, как, например, день рождения. Хочешь — празднуй, хочешь — нет. Возможно, если бы Новый год шел после Рождества, было бы даже еще хуже. Любители «отмечать» праздники выпивкой пьянствовали бы и на Рождество. В храм они вряд ли бы пошли, а вот лишний повод выпить у них бы нашелся. Сейчас, встретив Новый год «по-нашему, по-бразильски», многие к Рождеству уже приходят в себя и даже идут в храм, испытывая покаянные чувства.

Плохо, что Новый год у нас для большинства граждан заменил Рождество

Дело не в том, что празднующие Новый год нарушают пост. «Новый год уж на носу, люди режут колбасу» (народное творчество). Они и так не постятся. Плохо другое — что Новый год у нас для большинства граждан заменил Рождество.

Совершенно бессмысленное и даже вредное широкомасштабное празднование Нового года — это, конечно, наша беда. И для людей, которые привыкли отмечать его со всем размахом русской души, со всеми вытекающими последствиями, это именно беда, а не только вина. Эта неправильная традиция — наследие советского времени. Чем являлся Новый год для советского человека? Единственным неидеологизированным и не пропитанным лживым коммунистическим духом общегосударственным праздником. Всех остальных праздников людей лишили. Новогодний праздник — единственное, что осталось с дореволюционных времен. Хотели отобрать и его. Вместе с гонениями на празднование Рождества велась борьба и с Новым годом. В 1929 году празднование Нового года фактически было запрещено. Я еще помню рассказы старых людей, которые вспоминали, как людям запрещали ставить елки даже на Новый год. Вернули Новый Год только в 1935 году.

Для наших соотечественников Новый год — «праздник детства и никуда от него не деться

А еще празднование Нового года — это бессознательная генетическая тоска по утраченному Рождеству, с его ночной тайной, рождественской елкой, поздравлениями и подарками. Слишком долгие годы новогодний праздник был заменой праздникам рождественским, чтобы эта, конечно, совершенно неправильная традиция была легко и быстро преодолена. Для большинства наших соотечественников Новый год — «праздник детства и никуда от него не деться».

Да, Новый год — праздник не наш, не церковный, и приходится он на крайне неудобное для празднования время. Но что всегда делала Церковь с языческими праздниками? Не полностью отметала, отменяла их, а наполняла новым духовным смыслом. Самый яркий пример — это то же Рождество Христово. Вплоть до IV века Рождество праздновали вместе с Богоявлением — 6 января по юлианскому календарю. В середине IV века празднование Рождества перенесли на 25 декабря. Одной из причин была необходимость вытеснить распространенный в Римской империи праздник — день зимнего солнцестояния, который отмечался в 25 день декабря и был связан с культом Непобедимого Солнца. Теперь мы празднуем в этот день Рождение Солнца правды — Христа Спасителя.

Думаю, просто объявить Новый год праздником богопротивным и кощунственным не есть правильно. Ведь гражданское новолетие праздновали и до революции. И в царской, православной России люди слали друг другу открытки, поздравляя не только с Рождеством, но и с Новым годом. На открытках дореволюционных можно увидеть изображение Деда Мороза с елочкой и подарками. И дело не в самом гражданском новолетии, а в том, какой смысл мы вкладываем в этот праздник и как мы его проводим. Просто сказать, что это не праздник вовсе, давайте не будем обращать на него никакого внимания, а праздновать только Рождество, — тоже не пройдет. Слишком много людей привыкли десятки лет поздравлять друг друга с Новым годом, дарить детям подарки и вообще отмечать этот день. Что мы можем сделать? Вести разъяснительную работу, рассказывать, какой смысл нужно вкладывать в Новый год и как отмечать его правильно. Мы, православные, знаем, как праздновать, отмечать новолетие, в чем его смысл. Нам об этом каждый год рассказывают все священнослужители, начиная от Патриарха и кончая простыми сельскими батюшками. Новый год, который, кстати, праздновали все народы, во всех странах, в том числе и в ветхозаветном Израиле, — это праздник благодарения, праздник подведения итогов. И повод обратиться к Богу с молитвой о благословении на год начинающийся. Молебен на новолетие (кстати, составленный до еще революции) содержит молитвословия и песнопения, которые почти без изменения взяты из благодарственного молебна. Также молебное пение на Новый год составлено как молебен просительный, взывающий к Богу о благословении наших трудов и благих дел.

Как понимали гражданский Новый год святые отцы готовить XIX и XVIII веков? Я не беру более ранних богословов, ибо празднование Нового года с 1 января введено, как известно, только в веке восемнадцатом.

Вот что говорит в слове на Новый год преподобный Варсонофий Оптинский: «Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16,21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода — ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую». И заканчивает свое поздравление с новолетием словами духовной поддержки: «Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света!». Преподобный учит нас, что жизнь наша состоит из радостей и скорбей. Они-то и делают нашу жизнь полной, насыщенной, осмысленной. Радость научает нас благодарению, Скорбь учит тому, чтобы задуматься о грехах своих, покаяться, понять: все, что с нами происходит, «не напрасно, не случайно». Но все это — жизнь. И за все нужно благодарить Бога.

Святитель Феофан Затворник также дает нам поучение на новолетие: «Господь не возвестить только пришел о лете (годе, прот. Павел) приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос — принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать, и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать, и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть, и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою».

Что бы Господь ни послал в год грядущий, главное — иметь мир в душе

Все внутри тебя, — говорит нам святитель Феофан этими словами. Это согласуется и со словами батюшки Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, стяжи Дух Свят — и вокруг тебя спасутся тысячи». Что бы Господь ни послал в год грядущий, главное — иметь мир в душе, тогда все, что нам будет послано, будет нам на пользу.

Святитель Тихон Задонский в слове на Новый год нисколько не умаляет день празднования новолетия, тем более что в его время в этот день еще праздновалось Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Он поздравляет всех: «Не премину и я счастью твоему порадоваться, и с Новым годом, и счастьем поздравить».

В Новом году начните новую жизнь, противопоставив грехам противоположные добродетели

Вам это ничего не напоминает? Правильно, известное новогоднее пожелание: «С Новым годом, с новым счастьем». Значит, не такое уж это пустое пожелание, а имеет историю с XVIII века, и сам святитель Тихон так поздравлял свою паству. Но не только счастья желает святитель в своей проповеди. Он желает покаяния каждого человека. Желает, чтобы в Новый год люди вошли, очищенные исповедью и покаянием от грехов. Чтобы в Новом году мы начали жизнь новую, обновленную от прегрешений и страстей. Предлагает пьяницам оставить свое пагубное пристрастие, блудникам — отринуть страсть нечистую и хранить себя от нечистых желаний и помыслов. Находящимся в ссоре — примириться. Любящим осуждать и злословить советует не судить ближних, а видеть только грехи свои. То есть в Новом году начать новую жизнь, противопоставив грехам и страстям противоположные добродетели.

«А Новый год начиная, новую начните жизнь: покайтесь. Доселе Бог преблагой вас терпел, ожидая вашего обращения, терпел, что вы Его не слушали, что Вы закон Его разоряли, а впредь стерпит ли, не знаю, и ничего о том не говорю…», — наставляет святитель Тихон. А в конце прибавляет: «А если так начнете Новый год, о, как благополучно начнете, а еще и того лучше, когда, так начав, и окончите!». Опять хочется спросить: «Какие ассоциации вызывают эти слова?» «Как год начнете, так его и проведете, так его и окончите». Это пожелание также всегда слышится на новогодних торжествах.

Но святые отцы вразумляют и тех, кто бесчинно проводят новогоднюю ночь. Святитель Феофан ополчается на тех, кто встречает Новолетие игрой в карты, празднословием, плясками и винопитием за полночь. Кто не ходит в храм, чтобы попросить у Бога помощи на год грядущий, не молится всем семейством в саму новогоднюю ночь и видит какой-то чуть ли не сакральный смысл в том, чтобы поднять бокалы в полночь. Он говорит, что таким образом мы можем задать тон на весь год. Что же прилично делать во время перехода старого года в новый? Вот, что говорит святитель: «Воздеть руки к небу и благодарить Господа за прошедшие милости и умолять его продлить Свое благоволение и на будущее. В каждой ли семье особо так поступите, или соберетесь по нескольку семейств вместе, — благословенно так встретить новое лето».

Вот такое, очень важное назидание дают нам святые отцы в связи с празднованием гражданского новолетия.

Теперь о том, как нам быть с нашими не особо верующими и не особо церковными домашними, родными и близкими. Говорить людям, далеким от Церкви, что они, де, неправильно празднуют Новый год, что это все «пьянство и козлогласование» — значит только вызвать их ответное противление и неприязнь. Если вас все-таки пригласили отметить Новый год нецерковные родственники, и вы не можете им отказать, например, живете в одной квартире или отношения с ними достаточно напряженные, и вы боитесь обидеть их отказом, — не нужно отвергать приглашения. Недавно мне по электронной почте прислал письмо один мужчина, описывая свои тяжелые взаимоотношения с семьей жены, и говорил, что теща приглашает их с женой на Новый год. Вроде бы ее отношение к нему смягчается. Здесь ради мира в семье я посоветовал бы принять приглашение. Но не будем забывать, что идет пост, и об этом следует заранее предупредить приглашающую сторону. В этом году Новый год приходится с субботы на воскресение, рыба и вино, в умеренном количестве, дозволяется церковным уставом. Но, с другой стороны, следует помнить, что на следующий день нужно быть на Божественной Литургии (как встретишь год, так его и проведешь). И поэтому соглашаться на родственные посиделки нужно с большой рассудительностью, только тогда, когда действительно может пострадать семейный мир. Если вы собираетесь причащаться, то об участии в застолье не может быть и речи. Если просто будете молиться на следующий день на литургии, то лучше всего, дождавшись полуночи и призвав всех вознести молитву Богу, например, пропев «Царю небесный» и поздравив всех с Новым годом, удалиться.

Новый год — время подведения итогов и время благодарности

Вообще, присутствие верующего человека в светской компании (и не только на Новый год) — это всегда миссионерство. От нашего поведения, от наших поступков и слов зависит очень многое: как люди, нас окружающие, будут относиться к Церкви. Приидут ли они потом в храм или, наоборот, соблазненные нами, никогда не переступят порог церковный. Великий миссионер апостол Павел, который говорил, что для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 22), уверен, мог поговорить с окружающими его людьми не только о Боге и вере. Но и об урожае винограда и смокв, о ценах на зерно, а с женщинами — о здоровье детей и домашних делах. А уже потом и сказать слово проповеди. Очень важно установить хороший, дружеский контакт с нашими маловерующими родственниками. Нельзя сразу «грузить» их проповедями. Нужно сначала поговорить с тещей о даче, о плодах и овощах, с тестем — о рыбалке и политике, с племянником — о спорте и компьютерах, а уже потом рассказывать им о духовных предметах, конечно, если это не вызывает противления. Народ у нас в массе своей не умеет по-настоящему праздновать, вести дружескую беседу в застолье. И когда в компании оказывается человек, который может интересно повести беседу, что-то рассказать, что-то вспомнить, это всегда ценится. Мы уже говорили о том, что Новый год — время подведения итогов и время благодарности.

Очень хорошо, общаясь с родными, вспомнить все то хорошее, что было в минувшем году. Можно устроить просмотр фотографий или домашнего видео с событиями минувшего года и рассказом о них. Понятно, что общение с родственниками, которые не близки тебе по духу, — дело не очень простое. Но в семейной жизни всегда нужно стараться идти навстречу, искать компромисс. Пусть они еще чего-то не понимают, но, посидев с ними за новогодним столом, порадовав их, мы сможем потом пригласить их в храм на Рождество, а затем вместе отметить праздник у себя дома, и приобретем тем самым людей для Господа.

Теперь о том, как нам самим, церковным православным людям, проводить Новый год. В этом году 1 января приходится на воскресение. У нас в храме святых Петра и Февронии Новогодний молебен будет служиться после всенощного бдения в субботу. Так что все помолимся на всенощной, поблагодарим Господа, попросим Его помощи на весь грядущий год, а потом пойдем по домам. Можно приготовить что-нибудь вкусненькое (постное, разумеется) и посидеть, вспомнить все хорошие события уходящего года и опять поблагодарить Господа. Нам всем очень не хватает общения. А если кто дотерпит до полуночи, встать всем вместе и спеть «Царю Небесный». Ну, а завтра утром — на воскресную литургию. Это обязательно. Все-таки здорово, что 2017 год начинается с воскресения, ведь это день Господень, малая Пасха, начало недели по церковному уставу. И день надежды для всех нас на воскресение, возрождение нашей души в новую жизнь.

Выпуск № 160 от 7 января 2018 г.

Тема номера:
«С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!»

По благословению Настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря

Дорогие Сольбинцы!

Такими словами начинается каждый из номеров нашей газеты. Этим приветствием мы объединяем в одну добрую и дружную семью всех наших дорогих читателей. Тех, кто уже побывал в Николо-Сольбинском монастыре, и тех, кто только мечтает об этом и живет в ожидании удивительных впечатлений, связанных с паломнической поездкой и пребыванием в обители. Кого связывают с монастырем светлые воспоминания и теплые чувства, душевная забота о нем и желание во всем помогать.

Слово Игумении Еротииды

Дорогие читатели нашей газеты!

Примите мои сердечные поздравления с Рождеством Христовым и приближающимся Новолетием. Желаю, чтобы в душе каждого из вас неизменно царили мир, радость и любовь.

Наш монастырь всегда рад вашему приезду и общению с вами. Благодарю вас за любовь к нашей обители и поддержку. Мы молимся за всех вас!

Пусть в Новом году нас посещают только добрые, хорошие мысли. Будем стараться совершить как можно больше добрых дел, будем учиться любить и ценить друг друга, ведь в этом и заключается наше спасение. Неслучайно, апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Будем же сохранять мир на земле и в семье, это зависит непосредственно от каждого из нас. Будем стремиться, чтобы в наших душах пребывала благодать, и стараться правильно относиться друг ко другу, исполняя заповеди Божии и храня любовь между собою. Тогда Младенец Христос, Воплотившийся ради нашего спасения, пребудет с нами в наших сердцах!

Приезжайте в наш монастырь, мы всегда рады видеть вас!

С любовью о Господе
Игумения Еротиида,
Настоятельница Николо-Сольбинского женского монастыря,
с сестрами и воспитанницами детского приюта

СЛОВО БОЖИЕ

Молитва перед чтением Евангелия

«Когда же читаешь, читай с усердием и прилежно; с великим вниманием останавливайся на каждом стихе и не листы только переворачивать старайся, но, если нужно, не поленись и дважды, и трижды, и несколько раз прочесть стих, чтобы уразуметь силу его. А когда садишься читать или слушать читающего, помолись прежде Богу, говоря:

Господи Иисусе Христе! Отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и уразуметь их, и исполнить волю Твою; потому что пришлец я на земле; не скрой от меня, Господи, заповедей Твоих, но открой очи мои, и уpазумeю чудеса, явленные законом Твоим (Пс. 118, 18-19). Ибо на Тебя уповаю, Боже мой, чтобы просветил Ты сердце мое».

(Преподобный Ефрем Сирин)

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

(глава 2; стихи 1-12)

Молитва после чтения Евангелия
Слава Тебе, Господи Царю, Сыне Бога живаго, сподобивый мя недостойнаго Божественная Твоя словеса и глас Святаго Евангелия Твоего слышати; сим убо Владычним Твоим гласом, укрепи мя в покаянии настоящия сея жизни прейти нощь, от всякаго избавляя мя навета и злобы видимых и невидимых враг.

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский и Таврический

СЛОВО НА ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

«…и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато и ливан и смирну» (Мф. 2:11)

Не без причины, братие мои, три дара у яслей Христовых. Могло быть более, могло быть менее, но явилось три. В знамение ли это Пресвятой Троицы в Существе Божием; или в символ будущего тройственного служения Христова – пророческого, священнического и царского; или, наконец, яко выражение трех частей существа человеческого, то есть, духа, души и тела? Исследование о сем предоставляется вашей вере и вашему разумению. Наша же мысль всецело останавливается при этом на дароносящих волхвах. Сии странники Востока представляли собою у яслей Христовых, можно сказать, все человечество; и дары их изобразуют символически все, что может быть приносимо Спасителю нашему от нас, Его последователей. Златом в этом отношении означаются дары вещественные; Ливаном – дары духовные, невещественные; а смирна выражает дары, так сказать, духовно-вещественные. Есть посему люди, кои приносят Господу злато; есть, кои приносят ливан, есть, кои приносят смирну; есть, наконец, кои приносят по нескольку даров вместе. Кто сии люди? Размышление о сем откроет нам, чем и каждый из нас может послужить, подобно волхвам, Господу и Спасителю своему.

В КАНУН РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

В одном небольшом городе в маленьком домике в большой семье в самый канун Рождества Христова произошло чудо!

Несколько лет назад в этой семье случилось несчастье: умер папа от сильной болезни. Мама осталась одна с пятью детьми, семья эта жила очень бедно, но они верили в Бога и очень надеялись на чудо, особенно на рождественское чудо! И вот пришел день накануне Рождества. В доме совсем нечего было есть. Вечером мама пошла просить милостыню, когда она стояла на лютом морозе, никто не обращал на бедную женщину внимания, все торопились по своим делам. Но потом к ней подошла маленькая девочка, она, наверное, была из богатой семьи, на ней была одета красивая шубка и теплые сапожки.

Митрополит Лимассольский Афанасий

КОГДА БОГ СТАЛ ЧЕЛОВЕКОМ

Мы на пороге великого праздника Рождества Спасителя, который Церковь отмечает так величественно, чтобы дать прочувствовать всем нам ту великую тайну, что ради нас Бог стал Человеком. И чтобы мы подражали любви Христовой, идя путем, который прошел прежде нас Он, – путем крайнего смирения, крестной любви к брату своему, конечно, в меру наших сил и возможностей.

Если мы хотим понять, для чего Бог стал Человеком, то ответ на это найдем в словах апостола и евангелиста Иоанна, которые он говорит в 1-й главе своего Евангелия, а именно, что Слово стало плотью и обитало с нами[1], что Логос стал Человеком и жил вместе с нами и тем, кто Его принял, дал власть стать чадами Божиими[2]. То есть те, кто принял Христа как Бога воплотившегося, получили от Него власть, силу и возможность действительно стать чадами Божиими. Вот в чем смысл и причина того, что Бог стал Человеком: чтобы обожествить человека по благодати. Бог вочеловечился, чтобы человек стал Богом по благодати, чтобы возвратить человека к цели его существования, чтобы человек обрел истинный смысл своей ипостаси и своего пути в этом мире, смысл своей жизни, своего «я».

РУБРИКА ИЕРОМОНАХА МИХАИЛА (ЧЕПЕЛЯ)

ПУТЬ КО ХРИСТУ

Иеромонах Михаил (Чепель)

Ответы на вопросы о вере и христианской жизни (отрывок).

Во время Литургии, когда служит митрополит, то большинство прихожан стремятся подойти к причастию именно к той Чаше, с которой стоит он. Оправдано ли это, или можно также причащаться у любого другого из стоящих рядом с ним с Чашами священников?

Я часто сталкивался с такой ситуацией. Когда служит митрополит или уважаемый епископ, чисто по-человечески вполне понятно стремление людей именно к нему подойти, чтобы причаститься. Но в сакральном смысле никакой разницы в том, к кому из тех, кто причащает подойти – нет; это одно и то же причастие, одна и та же Литургия, являющаяся таинством Церкви, делающая нас всех, кто на ней причащается Церковью – Телом Христовым. Перед тем как выйти причащать прихожан, архиереи и священники в алтаре сами причащаются, для нас это обязательно на всех Литургиях, которые мы служим или сослужим. И священнослужители, и миряне в таинстве причащения одинаково соединяются с Христом.

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ДАРЫ

«Когда приходит год молодой, а старый уходит вдаль, снежинку хрупкую спрячь в ладонь – желанье загадай!» – возвращаясь из школы, Света напевала эту весёлую песенку. У неё было прекрасное настроение: начались зимние каникулы, четверть она закончила без троек, что не может не порадовать маму, а впереди Новый год, подарки, гости! Чего ещё можно желать для счастья в 10 лет?!

Но, переступив порог дома, Светлана сразу почувствовала, что что-то не так… И хотя везде был порядок, в воздухе чувствовалась спешка в сборах. Скинув куртку и сапоги, она поскорее зашла в комнату – точно на столе записка, а в ней маминой рукой написано: «Дорогая дочурка! Сегодня почувствовала себя не ладно, пошла к врачу, а он сказал, что необходимо срочно ложиться в больницу, чтобы всё было хорошо. В холодильнике суп – разогрей, поешь. После обеда приедет бабушка, заберёт тебя в деревню. Не волнуйся, всё будет хорошо. Люблю. Целую. Мама».

СТОЛЕТИЕ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В преддверии скорбного юбилея 100-летия отстранения от престола Императора Николая II и заключения под стражу Государя и его Семьи, Научно-исторический отдел Николо-Сольбинского монастыря совместно с Крестовоздвиженской Ливадийской дворцовой церковью Симферопольской и Крымской епархии, Кафедральным собором в память новомучеников и исповедников Российских Исилькульской епархии выпустил в свет издание: “Духовный мир Императора Николая II и его Семьи”, главы из рукописи которой мы представляем вашему вниманию.

«РУКОДЕЛИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ ЦАРСКИХ ДЕТЕЙ В ДНИ ЗАТОЧЕНИЯ»

Отрывок из главы «В ТОБОЛЬСКЕ»

В Тобольске женская половина Императорской семьи, как и раньше, занималась церковным шитьем. Так, в письме к графине Эмме Фредерикс Александра Федоровна, в частности, писала: «Много вышиваю для разных церквей», и в послании к Валентине Чеботаревой: «Вышиваем для здешних церквей». В письме к Анне Вырубовой: «Вышиваем много для церкви, только что [в феврале 1918 года — К. К.] кончили белый венок из роз с зелеными листьями и серебряным крестом, чтобы под образ Б[ожией] Матери Абалакской повесить»; «Вышиваем мы покрывала, воздухи, на аналой покрывала — сестры Татьяна и Мария особенно искусно вышивают». На устроенный в губернаторском доме стол для богослужений, а также аналои Императрица с дочерьми вышила покрывала. Священнику Алексею Васильеву в подарок вышили епитрахиль. (Читать полностью…)

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

После пёстрой осенней тревоги
Вся земля замерла и спит,
На просёлочной узкой дороге
Незатоптанный снег скрипит.

Поседела старушка-природа,
Чтоб душой убелились мы,
Чтобы снова к небесному своду
Обратили свои умы.

Воплотился Младенец Превечный,
Загорелась звезда в ночи,
А за нею во тьме сердечной
Замерцал огонёк свечи.

Начинается новая эра,
Солнце Правды восходит вновь…
Только в нас не угасла бы вера,
Не угасла бы в нас любовь…

Ничего, что лютуют метели
Этим жгучим январским днём –
Зеленеют по-прежнему ели,
Возвещая, что мы живём.

Нам возможность дана измениться
И с другого начать листа:
Ликовать, благодарно молиться
И… встречать Рождество Христа!

послушница Мария (Шадрина)

Николо-Сольбинский женский монастырь примет в дар любые автомобили. Подробнее по телефону: +7-915-972-15-20 (монахиня Игнатия).

По поводу пожертвований стройматериалов звоните: +7-980-650-76-74 (инокиня Татиана).

Николо-Сольбинский женский монастырь приглашает на работу специалистов:

  • В “Добрую школу на Сольбе”требуются:учитель ИЗО, учитель технологии, учитель информатики, учитель фортепиано, учитель сольфеджио, концертмейстер. Контактный телефон +7-915-970-23-35 (послушница Ксения).
  • На монастырскую фермутребуется доярка (коровы и козы) с опытом работы (в том числе машинного доения). Контактный телефон +7-980-650-74-95 (послушница Татиана).
  • В швейную мастерскуютребуются швеи и закройщицы.Контактный телефон: +7-915-970-16-78 (Анна).
  • В керамическую мастерскую требуются специалисты: технолог керамического производства, художники, заливщики форм, гипсомодельщик, дизайнер. Контактный телефон: +7-980-650-73-78 (монахиня Евпраксия).
  • Наш адрес: 152030 Ярославская обл., Переславский р-н, местечко Сольба, Николо-Сольбинский женский монастырь
  • Телефон: +7-915-970-24-74 (секретарь),+7-915-970-43-28 (гостиница)

Главный редактор – Игумения Еротиида

Ответственная за выпуск – послушница Мария (Шадрина)

Каждое официальное письмо начинается с бланка, на котором оно написано. В настоящее время бланки церковных организаций и учреждений отличаются значительным разнообразием, что в ряде случаев не соответствует православной традиции.

Допускается два варианта бланков: один строго официальный, другой более личного характера (для личных обращений, поздравлений, посланий руководителя официальной организации).

Обычно бланк начинается с указания на юрисдикционную принадлежность религиозной организации.

Для канонических подразделений и учреждений Русской Православной Церкви таким указанием будут слова: «Русская Православная Церковь» (разумеется, нельзя использовать сокращение РПЦ).

К сожалению, в настоящее время одних этих слов недостаточно, поскольку имеются различные раскольнические организации, самочинно усваивающие себе это наименование; по этой причине после названия «Русская Православная Церковь» необходимо добавлять слова: «Московский Патриархат» (при указании юрисдикционной принадлежности можно ограничиться этими двумя словами, поскольку «Московский Патриархат» — другое официальное наименование Русской Православной Церкви).

Наиболее распространенной ошибкой является использование названия «Московская Патриархия» вместо правильного: «Московский Патриархат».
Но если последнее является синонимом названия «Русская Православная Церковь», то Московская Патриархия — одно из учреждений Русской Православной Церкви, объединяющая в себе структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси — Управление делами (на правах Синодального учреждения), канцелярия и др.

На епархиальных бланках далее указываются сан и титул Управляющего епархией (традиционно — без имени), должность (если архиерей является руководителем Синодального учреждения), затем адрес (чаще с указанием телефона и адреса электронной почты).

На бланках монастырей после указания на юрисдикционную принадлежность должно следовать указание на епархию или на то, что данный монастырь является ставропигиальным, а затем — полное название монастыря и контактная информация.
Аналогичный вид имеют бланки храмов (в них можно опускать указание на юрисдикционную принадлежность приходов и начинать бланк с указания епархии).

Современные средства полиграфии позволяют печатать бланки с графическими логотипами, а также использовать цвет (однако всем этим не следует злоупотреблять, поскольку официальные документы не предполагают особой красочности).

Примечание.
Иногда бланки общественных организаций, объединяющих православных, содержат элементы, свойственные только бланкам канонических подразделений Русской Православной Церкви (например, указание на юрисдикционную принадлежность: Русская Православная Церковь, Московский Патриархат).
Такую практику нельзя признать правильной, т. к. подобные организации, даже имеющие благословение Священноначалия на свою деятельность, все же не могут представлять Русскую Православную Церковь и не имеют права употреблять наименования, свойственные только офици-альным церковным организациям.
Единственное, что может содержаться в этих бланках, — наименование соответствующих организаций, например: Православное общество «Радонеж» (на бланках не пишется также, по чьему благословению действует соответствующая общественная организация).

Ниже приведены примеры бланков различных учреждений и подразделений Русской Православной Церкви.

  • Господь да вспомоществует Вам и всем пасомым, право верующим .
  • Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю .
  • Продолжению памятования Вашего и молитв Ваших себя поручая, с истинным почтением и любовью о Господе пребываю .
  • С братской о Христе любовью остаюсь Вашего Высокопреосвященства недостойный сомолитвенник .
  • Благословите и молитвенно поминайте нас, здесь о Вас присно молящихся .
  • Прошу Ваших святых молитв и с братской любовью остаюсь Ваш покорнейший послушник .
  • С братской любовью о Христе .
  • Призывая Вам благословение Божие, с истинным почтением пребываю .
  • Благословение и милость Господня да пребудет с Вами .
  • С почтением моим остаюсь Ваш недостойный богомолец, многогрешный .
  • Остаюсь желатель Вашего здравия и спасения и недостойный богомолец, многогрешный .
  • Испрашивая благословение Божие, имею честь пребыть с моим почтением к Вам, недостойный Ваш богомолец, многогрешный .
  • Призываю на всех вас мир и благословение Божие и, испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием. Многогрешный .
  • Испрашивая святых Ваших молитв, имею честь пребыть душевно преданный .
  • Вашего Преосвященства недостойный послушник .
  • Вашего Преосвященства смиренный послушник .
  • Вашего Преосвященства нижайший послушник .
    Испрашивание молитв перед заключительным комплиментом или в нем самом является хорошей практикой в переписке между церковными людьми.

    Следует отметить, что выражения «С любовью о Господе» или «С братской во Христе любовью», как правило, используются в письмах к равным по сану;
    письма к светским и малознакомым лицам заканчивают комплиментом «С уважением»,
    а письма мирян или священнослужителей к архиерею — комплиментом «Испрашивая Вашего святительского благословения».

    Формы обращения, принятые в инославном мире.

    1. К Папе обращаются: «Ваше Святейшество» или «Святейший Отец», заключительный комплимент: «Прошу принять, Святейший Отец, уверения в моем высоком уважении и в моей постоянной дружбе» или просто: «С уважением Ваш . » (из лиц, не имеющих духовного сана, в непосредственную переписку с Папой Римским вступают только монархи и главы государств).

    2. Официальный титул кардинала — «Его Преосвященство, Высокопреподобный (имя) Кардинал (фамилия), Архиепископ. (название епархии)» или «Его Преосвященство, Кардинал(-Архиепископ)»; к кардиналам обращаются: «Ваше Преосвященство» или «Высокопреподобный Сэр», «Милорд Кардинал» или «Господин Кардинал» (обращения «Сэр» и «Милорд» возможны только в английской речи или по отношению к англичанину); комплимент: «С уважением Ваш . », «Имею честь быть Вашего Преосвященства ______ покорный слуга» или «Прошу принять, господин Кардинал, уверения в моем самом высоком уважении».

    3. Официальный титул архиепископа — «Его Светлость, Лорд Архиепископ. (название епархии)» (для Кентерберийского и Йоркского), «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор (только во Франции) Архиепископ. »; обращение: «Ваша Светлость», «Высокопреосвященный Сэр/Монсеньор», «Милорд Архиепископ» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш . », «Остаюсь, Милорд Архиепископ, Вашей Светлости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Архиепископ, уверения в моем самом высоком уважении».

    4. Официальный титул епископа — «Его Преосвященство Лорд Епископ. (название епархии)», «Его Превосходительство Высокопреосвященный/Монсеньор Епископ. »; обращение: «Ваша Милость», «Преосвященный Сэр/Монсеньор» или «Ваше Превосходительство»; комплимент: «С уважением Ваш . », «Остаюсь, Милорд, Вашей Милости покорный слуга», «Остаюсь, Сэр, Ваш покорный слуга», «Примите, Господин Епископ, уверения в моем самом высоком уважении».

    5. Католические или епископальные священники, протестантские священники и другие духовные лица имеют официальный титул — «Преподобный», «Господин Аббат/Пастор»; обращение: «Преподобный Сэр» или «Господин Аббат/Пастор»; комплимент: «(Весьма) искренне Ваш», «Верьте мне, Преподобный Сэр, искренне Ваш», «Примите, Господин Аббат/Пастор, уверения в моем совершенном уважении».

    Слова «Господин» и «Госпожа» всегда сокращаются до «Г-н» и «Г-жа» (кроме адреса, обращения или комплимента). Они никогда не употребляются самостоятельно, без фамилии.

    Такие звания и титулы, как генерал, полковник, профессор или президент, предпочтительно писать полностью, особенно на конверте письма.

    К муфтию обращаются: «Превосходительство» и в комплименте пишут: «в моем весьма высоком уважении».

    Для кадиев обязательно употреблять обращение: «Превосходительство» и комплимент: «В моем высоком уважении».

    Примеры различного рода писем:

    Ваше Преосвященство, досточтимый Архипастырь и Отец!

    Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего Ангела!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, всегда ощущать незримую помощь Вашего Небесного покровителя. Да дарует Вам Господь наш и Спаситель Иисус Христос полноту и изобилие Своих неизреченных милостей!

    От всей души желаем Вам здоровья, крепости сил и бодрости духа, столь необходимых в Вашем ответственнейшем и многополезном служении Святой Православной Церкви.

    Многая Вам и благая лета!

    Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего Ангела!

    Желаем в мыслях и делах, неизменно, всем сердцем устремляться к возлюбленному Спасителю нашему Иисусу Христу. Просим у Господа Бога, чтобы Он по молитвам Вашего Небесного покровителя даровал Вам Свою Божественную помощь, полноту и изобилие Своих неизреченных и неоскудевающих милостей.

    В этот священный для Вас день примите от наших любящих сердец искренние поздравления и пожелания здоровья, крепости сил и бодрости духа, столь необходимых в Вашем высоком служении Святой Православной Церкви. Многая Вам лета!

    Сердечно поздравляем Вас с днем Вашего рождения!

    От всей души желаем Вам, дорогой Владыко, крепости сил, бодрости духа, благословенных успехов во всех Ваших начинаниях во славу Божию.

    В этот знаменательный для Вас день мы молимся о Вашем здравии и благоденствии, просим Господа, чтобы Он утешил Вас Своим небесным благословением.

    Многая и благая Вам лета!

    В этот священный для Вас день примите наши сердечные поздравления с . летием Вашей епископской хиротонии!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, здоровья и сил, необходимых в Вашем нелегком труде по возрождению и преображению нашей церковной жизни, в Вашем служении на благо Русской Православной Церкви.

    Испрашивая Вашего святительского благословения, с любовью о Христе, Спасителе нашем.

    В этот священный для Вас день примите наши сердечные
    поздравления с. летием Вашей епископской хиротонии! Да умножит Всемилостивый Господь годы Вашего святительства, да нис пошлет Вам Свои неизреченные милости!

    Молитвенно желаем Вам, дорогой Владыко, здоровья и сил, столь необходимых в Ваших нелегких архипастырских трудах, в Вашем служении на благо Святой Церкви Русской и нашего возлюбленного Отечества!

    Испрашивая Вашего святительского благословения, с любовью о Христе, Спасителе нашем

    Тридневно воссиявший из гроба Христос, Истинный Источник благодатной жизни, примиривший мир с Собою и положивший начало нашему воскресению, да дарует Вашему Преосвященству в эти светоносные дни преизбыточествующую пасхальную радость!

    Молитвенно желаем Вам долгоденствия, крепости духовных и телесных сил и неоскудеваемой помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви и Отечества нашего.

    ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

    В день Светлого Воскресения Господа нашего Иисуса Христа приветствуем Вас с этим великим и мироспасительным событием. Да возрадуемся и возвеселимся в «сей день, егоже сотвори Господь»!

    Да озарит воссиявший из гроба Христос Вас и Ваших близких преизбыточествующей духовной радостью! Да сопутствует Воскресший Господь Вам во всех Ваших благих делах.

    Молитвенно желаем Вам крепкого здоровья и всякого благопоспешения в Вашей жизни и трудах на благо Святой Церкви и нашего земного Отечества.

    С Рождеством Христовым

    Христос Раждается, славите!

    Примите сердечные поздравления с великим христианским праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!

    Воплотившийся Сын Божий да хранит Вас в крепости сил телесных и духовных и да благословит Вас Своими обильными Небесными дарами.

    Молитвенно желаю Вам помощи Божией во всех Ваших трудах.

    С любовью о Христе, Спасителе нашем.

    или (светскому лицу):

    Примите сердечные поздравления с праздником Рождества Христова и Новолетием! Молитвенно желаю Вам доброго здравия и помощи Божией во всех Ваших трудах.

    Сердечно поздравляю Вас с великим и радостным христианским торжеством — праздником Рождества Христова!

    Да дарует Вам Богомладенец Христос светлую радость Своего пришествия. Молитвенно желаю Вам долгоденствия, крепости духовных и телесных сил и неоскудеваемой помощи Божией в трудах на благо Святой Церкви и Отечества нашего.

    На Ваше письмо от 31.04.06 г. с просьбой. имею сообщить следующее.

    Вашего Преосвященства смиренный послушник

    Повергая эти соображения на благоусмотрение Вашего Преосвященства, почтительнейше испрашиваю Вашего указания относительно нашего участия или неучастия в данном проекте.

    Вашего Святейшества нижайший послушник

    Прошу Вашего благословения на дальнейшие труды на. поприще. Вашего Преосвященства недостойный послушник

    Просьба о благословении проекта (музыкального конкурса):

    18 апреля 20.. г. в Москве в . состоится Международный конкурс .

    В . обратился Президент Благотворительного фонда им. . г-н . с просьбой о получении церковного благословения на проведение этого мероприятия.

    Русская Православная Церковь всегда оказывала большое влияние на развитие русской музыкальной культуры .

    Со своей стороны полагал бы, что данный проект заслуживает положительного отношения со стороны Священноначалия нашей Церкви. Проведение конкурса может стать значимым культурным проектом, способным принести несомненную пользу широкому кругу наших сограждан.

    В свете сказанного, прошу благословения Вашего Святейшества на проведение указанного конкурса. Учитывая всероссийское и международное значение проекта, считаю возможным просить Ваше Святейшество обратиться к участникам и организаторам конкурса с приветственным Словом, что послужит вдохновляющим стимулом для конкурсантов, организаторов и всей музыкальной общественности.

    Проект Патриаршего приветственного слова прилагается.

    Вашего Святейшества нижайший послушник

    В настоящее время Издательство . завершает подготовку к выпуску в свет . Радостно отметить, что этот проект был полностью профинансирован предприятиями.

    Смиренно прошу Ваше Святейшество поощрить наградами Русской Православной Церкви руководителей этих предприятий — благотворителей указанного издательского проекта:

    1. N. N. N., генерального директора ЗАО . 19.. года рождения, — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.
    2. N. N. N., директора. 19.. года рождения, — орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.

    Прошу также наградить орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени генерального директора и главного редактора православного издательства . , 19.. года рождения, которое за последний год выпустило более. наименований православных книг общим тиражом свыше . тыс. экз.

    Все перечисленные лица ранее к общецерковным наградам не представлялись.

    Вашего Святейшества недостойный послушник

    • Крещенская ночь— религиозная лирика, 18.01.2013 21:23
    • В ожидании Чуда— религиозная лирика, 08.12.2017 14:07
    • В день Вознесения Господня— религиозная лирика, 17.05.2018 10:32
    • Пасхальная радость— религиозная лирика, 08.05.2013 15:30
    • Пасха наступила— религиозная лирика, 10.04.2015 17:24
    • Христос Воскрес— религиозная лирика, 07.05.2013 18:37
    • Пасхальная ночь— религиозная лирика, 09.04.2018 19:42
    • Завершение Светлой седмицы— религиозная лирика, 14.04.2018 20:19
    • В Прощеное воскресенье— религиозная лирика, 13.02.2018 18:01
    • Сретение— религиозная лирика, 09.02.2016 12:49
    • С церковным новолетием!— религиозная лирика, 13.09.2017 16:39
    • Ильин день— религиозная лирика, 02.08.2017 17:16
    • В Преображение Господне— религиозная лирика, 18.08.2017 17:10
    • Спас Нерукотворный— религиозная лирика, 28.08.2012 19:14
    • В Духов день— религиозная лирика, 05.06.2017 17:08
    • Апрель. Великая Среда— религиозная лирика, 12.04.2017 12:09
    • На Троицкую родительскую субботу— религиозная лирика, 17.06.2016 12:03
    • На Вознесение Господне— религиозная лирика, 08.06.2016 14:01
    • К Прощеному воскресенью— религиозная лирика, 12.03.2016 13:11
    • На Новолетие— религиозная лирика, 13.09.2014 19:04
    • В Духов день— религиозная лирика, 01.06.2015 12:05
    • На светлый праздник Святой Троицы.— религиозная лирика, 23.06.2013 19:02
    • Завтра тихая суббота— религиозная лирика, 10.04.2015 22:08
    • В преддверии Воскресения Христова— религиозная лирика, 10.04.2015 17:22
    • В Лазареву субботу— религиозная лирика, 04.04.2015 13:06
    • К Прощеному воскресенью— религиозная лирика, 16.02.2015 11:49
    • Праздник встречи— религиозная лирика, 22.07.2012 12:21
    • Будь по слову Твоему— религиозная лирика, 23.07.2012 11:28
    • Сосуд сердечный— религиозная лирика, 03.05.2013 13:16
    • Новая Весна— философская лирика, 26.03.2014 18:54
    • В воскресенье вербное— религиозная лирика, 20.07.2012 12:18
    • Медовый Спас— религиозная лирика, 14.08.2012 12:52
    • Пётр и Павел час убавил— религиозная лирика, 21.07.2012 11:08
    • Бедная овечка— религиозная лирика, 25.08.2012 14:50
    • Бог родился— религиозная лирика, 10.11.2012 19:36
    • Торжество Любви!— религиозная лирика, 28.05.2014 19:36
    • На Казанскую— религиозная лирика, 21.07.2014 11:32
    • Ночь чудес— религиозная лирика, 03.01.2013 19:28
    • Плач у плащаницы— религиозная лирика, 18.04.2014 18:59
    • Прошу прощения— религиозная лирика, 14.03.2013 19:27
    • Яблочный Спас— религиозная лирика, 19.08.2012 10:13
    • Татьянин день— религиозная лирика, 26.01.2013 18:56
    • На Страстной седмице— религиозная лирика, 29.04.2013 19:18
    • Расступились воды Иордана— религиозная лирика, 18.01.2013 21:30
    • В сочельник— религиозная лирика, 25.12.2012 20:13
    • Масленица— религиозная лирика, 14.03.2013 19:28
    • Моление в Ореховый Спас— религиозная лирика, 29.08.2014 12:20
    • В Крещение Господне— религиозная лирика, 18.01.2014 13:26
    • В преддверии поста— религиозная лирика, 28.02.2014 10:49

    Ссылки на другие ресурсы:

    Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

    Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

    © Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

  • Comments are closed.